В Закладки

Главная
Официальная
Новости
Курсовые работы
Дипломные проекты
Лекции и конспекты
Рефераты
Софт
Ссылки
Справочник Студента
Гостевая

Почта


Поиск по сайту:

          


















Контрольная работа по естествознанию. Экологическое значение естествознания.

Контрольная работа по естествознанию. Экологическое значение естествознания.

«Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Факультет Управления.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«Концепции современного естествознания»

НА ТЕМУ:

«Экологическое значение естествознания»

Работа выполнена

студенткой первого курса

группы . № 11

Дюжевой А.В

Научный руководитель:

доц. каф. биологии экологии человека, к.б. н.,

Волкова Наталья Ивановна.

Архангельск.

2006.

Оглавление:

Введение______________________________________________

Глава 1.Роль естествознания как науки_____________________

1.1 Четыре стадии познания Природы.

1.2 История и логика развития естествознания.

Глава 2.Экологический процесс___________________________

2.1 История развития экологии.

2.2 Предмет изучения экологии.

2.3 Структура экологии.

2.4 Цели и задачи экологии.

2.5 Аутэкология.

2.6 Синэкология.

2.7 Экология человека.

Заключение____________________________________________

Список использованной литературы.

Введение.

Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучает эти проблемы.

Глава 1. Роль естествознания как науки.

Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество» («природа») и «знание». Оно может быть заме¬нено менее употребительным словом-синонимом «природоведе¬ние», которое происходит от общеславянского термина «веды» или «веда» - наука, знание. Мы и до сих пор говорим «ведать» в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - «точное» знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или «науковедению») обыч¬но невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными пред¬ставлениями о предмете своего «ведения». Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и ко-смогонии, первоначально относились к «физике» или «физио¬логии». Во всяком случае, Аристотель (384—322 до н. э.) называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками» или «физиологами», ибо древнегреческое слово «фи¬зис» или «фюсис», очень близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение», «рождение», «созда-ние».

Отсюда—естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.

Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.

Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание—это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание—это совокупность наук о Природе, взятая как единое целое».

Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчер¬кивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности, т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.

Однако далее мы увидим, что между этими двумя определени¬ями уж очень большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимо¬связанных естественных наук, дополняющих друг друга, - это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная (от латинского «integer»—целый, восстановленный).

В средней школе в совокупность естественных наук обычно включают, прежде всего, физику, химию и биологию, а дополни¬тельно к ним астрономию и географию, имеющие более специфи¬ческий характер. В высшей школе число всевозможных естествен¬ных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисципли¬ны. С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гума¬нитарным наукам.

Ответ на этот вопрос однозначен: чтобы четко представить себе подлинное единство Природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Зем¬лю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невоз¬можно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать Природу как одно целое.

Прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой ступенью к изучению Природы во всей ее целостности.

1.1.Четыре стадии познания Природы

История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная с самых первых его шагов в древности, чело¬вечество прошло через три стадии и вступает в четвертую.

На первой из них сформировались общие синкретические (не¬расчлененные, недетализированные) представления об окружа¬ющем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во все¬общее вместилище идей и догадок, ставших к XIII—XV столети¬ям начатками естественных наук.

Затем, именно с XV—XVI веков, последовала аналитическая стадия—мысленное расчленение и выделение частностей, при¬ведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией).

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая ста¬дия ее изучения.

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе,т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная ин-тегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания.

Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи.

Несмотря на то, что первая из них -натурфилософия- отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна.

Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюциониру¬ющем. Но ввиду того, что отсутствие экспериментальных мето¬дов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало есте¬ствознания как точной науки, вообще говоря, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или “геометрии” (т. е. “землемерия”), исторически относят к XV—XVI векам, т. е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию—аналитическую.

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование природных объектов осуществ¬лялось на протяжении многих и многих столетий огромной армией исследователей—путешественников и мореплавателей, врачей, астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изоб¬ретательных ремесленников и технических руководителей про¬мышленного производства, наблюдательных крестьян и агрономов. Их взор проникал во все уголки Земли и Неба, в мир животных и растений, способствуя накоплению результатов не только пассивных наблюдений, но и опытных, планируемых эм¬пирических исследований. Именно на аналитической стадии изу¬чения Природы появился весь тот богатейший массив естествен¬но-научных знаний, который лег в основание таких наук, как физика, химия и биология, а также география и геология.

Естественное стремление исследователей ко все большему охвату разнообразных природных объектов и ко все более глубо¬кому проникновению в их детали привело к неудержимой диффе¬ренциации (разделению, расчленению, дроблению) соответству¬ющих наук. Так, например, химия сначала была разделена па органическую и неорганическую ветви, затем—физическую и аналитическую, потом появились химия углеводородов и хи¬мия элементоорганических соединений, а они, в свою очередь, породили химию алифатических соединений, химию алициклов, химию гетероциклов, химию алкалоидов и т. д., и т. п. Сегодня перечень химических паук не имеет границ.

Тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциации есте¬ственных наук является первой и главной особенностью аналитиче¬ской стадии исследования Природы. Эта тенденция остается и се¬годня еще очень действенной.

В качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное преобладание эмпирических (полученных путем опыта, экспе¬римента) знаний над теоретическими. Правда, само это резкое отличие эмпирических знаний от теоретических нельзя переоце¬нивать и считать абсолютным: оно относительно, потому что любой эксперимент всегда осуществляется по каким-то теорети-ческим соображениям, ставится по плану (как бы под диктовку теории). Но все-таки одно дело—опыт, прямое наблюдение и по¬лученные при этом факты, т. е. эмпирические выводы, а другое дело—объяснение этих фактов, их сопоставление, гипотезы (предположения) и теории, связывающие ряд или целые ряды эмпирических фактов.

Так, например, в результате опытов был выявлен факт, что наряду с химически сравнительно пассивным нормальным бута¬ном существует имеющий достаточно высокую химическую ак¬тивность углеводород изобутан с тем же химическим составом (4 атома углерода и 10 атомов водорода в каждой молекуле: С4Н10).

Но чем можно объяснить этот эмпирический факт? Химики потратили немало усилий, чтобы ответить па этот вопрос. Они дополнительно привлекли много аналогичных давно известных фактов, указывающих на различную химическую активность дру¬гих углеводородов со взаимно одинаковым химическим соста-вом, ставили все новые и новые эксперименты, пока, наконец, в 1860 г. тте появилась теория химттческого строения Александра Михайловича Бутлерова (1828—1886), которая связала всю цепь эмпирических исследований органических веществ—от опытов, производимых в начале XIX века, до гипотез и теорий, выдвину¬тых в середине столетия. Выяснилось, в частности, что пассивный бутан и активный изобутатт при одном и том же химическом составе различаются по своему химическому строению.

Преобладание эмпирических знаний над теоретическими на аналитической стадии изучения Природы было вообще вполне закономерным. Во-первых, потому, что сначала надо было нака¬пливать факты, а потом уже их объяснять и обобщать. А во-вторых. потому, что сама по себе суть эмпирических методов исследования заключена в анализе предметов Природы, в решении вопросов—из чего состоят эти предметы, какова их структура. Поэтому вторую стадию исследования Природы в истории науки нередко называют периодом эмпирического естествознания.

Третьей особенностью этой стадии является опережающее— преимущественное—исследование предметов Природы по отно¬шению к изучению процессов. Так, например, химия в течение трех с лишним столетий, т. е. в период с XVI века по XIX век, изучала главным образом элементный состав и строение молекул в их дореакционном неизменном состоянии, и только к концу XIX—началу XX веков, когда на передний план выступили тер-модинамика и кинетика, среди химических наук выдвинулось на ведущее место учение о химических процессах.

Наконец, еще одна—четвертая особенность аналитическою периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции. Насколько высоко есте¬ственные науки еще в XVII—XVIII столетиях поднялись над натурфилософией древности по объему и даже по систематиза¬ции добытых знаний, настолько же они уступали ей в смысле общего идейного воззрения на Природу.

Весьма примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы, несмотря на характерный для них иной подход к проблемам ее эволюции или стабильности, отнюдь не обрывает нить проявления всех только что перечисленных осо¬бенностей аналитического периода развития естествознания. Бо¬лее того, процессы дифференциации естественных наук ныне уси¬ливаются, а объем эмпирических исследований резко возрастает. Но как то, так и другое теперь происходит на фоне все более усиливающихся интегративных тенденций и рождения универ¬сальных теорий, стремящихся все бесконечное разнообразие при¬родных явлений вывести из одного или нескольких общетеорети¬ческих принципов.

Забегая вперед т.е. предваряя наше дальнейшее более по¬дробное изложение, скажем, что к наиболее впечатляющим при¬мерам такого рода теорий можно отнести созданную Альбертом Эйнштейном (1879—1955) для непрерывного макромира так на¬зываемую общую теорию относительности и основанную на квантовой гипотезе Макса Планка (1858—1947) и на связанных с ней квантовых постулатах Нильса Бора (1885—1962) кван¬товую теорию Вернера Гейзенберга (1901—1976) для дискретного микромира, а также необходимый синтез этих теорий в концеп¬цию макро - микросимметрии Вселенной, уже утвердившуюся в современной космологии.

Таким образом, строгих границ между аналитической и син¬тетической стадиями изучения Природы нет. Аналитические исследования интенсивно ведутся и на синтетической стадии. Так же, как и наоборот—синтетические идеи начинали пробивать себе дорогу в недрах эмпирического естествознания на аналити-ческой стадии. Тем более относительной оказывается граница между синтетической и интегрально-дифференциальной стадия¬ми развития естествознания.

Суть дела состоит в том, какие движущие силы становятся ведущими в развитии естественно - научных знаний, какие методы и теории обладают наибольшими возможностями. Так вот, не¬смотря на то, что синтетическая и интегрально-дифференциаль¬ная стадии развития естествознания являются сравнительно мо-лодыми и потому в действительности можно говорить больше о характерных для них тенденциях и потенциальных возможно¬стях, чем о каких-то итоговых успехах, достигнутых на этих стадиях, ведущая роль в дальнейшем познании Природы принад¬лежит синтезу знаний, интеграции наук. Прогноз этот обосновы¬вается всей историей и логикой развития естествознания.

1.2. История и логика развития естествознания

Понять, представить себе или усвоить естествознание можно только в его развитии. Дело в том, что современное естествозна¬ние включает в себя не только такие науки, как физика, химия, биология и психология, каждая из которых отражает свои соб¬ственные специфические явления Природы (чисто физические яв¬ления, химические превращения, жизнь растений и животных, сознание разумных индивидуумов), но еще и такие области зна¬ний, как древнегреческая натурфилософия, естествознание Сред¬невековья, наука Нового времени, классическое естествознание примерно до начала XX века, “пост классическое естествознание”.

И несмотря на то, что эти области естественно-научных знаний появились не одновременно, а последовательно друг за другом, все они в современном естествознании слились воедино, образуя опять-таки целостную научную систему. Но более того, все они, в еще большей степени, чем физика, химия, биология и психология, подчинены закону субординации: каждая предыдущая из них входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую.

Надо иметь в виду то обстоятельство, что между фактической историей науки и логикой ее развития существуют сложные взаимоотношения. Фактическая история науки — вся на виду. Она предстает как величественная картина активного проникновения Человека в Природу. Здесь видим мы и спокойное терпеливое накопление знаний, истинность которых тысячекратно проверя¬ется кропотливым экспериментальным трудом, и бурные потоки неожиданных открытий, вызывающих перевороты в устоявшихся взглядах, и рождение так называемых “сумасбродных идей”, которые оказываются единственно возможным шагом на пути познания глубин материи. На этой картине — и драма идей, и драма людей, и всюду яркие имена тех, кто первым открыл нечто неизвестное, подарив свою находку человечеству. Логика же развития науки от нас скрыта. Обнаружить и понять ее—это значит установить в необъятной массе фактического материала некую упорядоченность, увидеть в хаосе всякого рода случайностей определенный строй основных научных идей, осознать, каким об-разом известные исторические события следуют друг за другом. Логика развития науки предполагает знание закономерностей науч¬ного прогресса, его движущих сил и причин, обусловливающих и динамику развития науки.

Кроме того, сам Человек является существенным объектом Природы, имеющим космологическое значение. Недаром еще древнегреческий философ Протагор (V в. до н. э.) одно из своих сочинений (“О Природе”) начал со слов: “Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и не существованию несу¬ществующих”. Это пророческое изречение Протагора предвос¬хитило так называемый антропный принцип, впервые сознательно введенный в основы космологии и детально проанализирован¬ный уже в наше время.

Глава 2. Экологический процесс.

Человек, вооружённый техникой, стал самым опасным животным на Земле. Он не только уничтожает другие виды животных и растения, но и активно приближает самоуничтожение, изобретая всё более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное. Бактериологическое, химическое и д.р. Изменить траекторию развития человечества, ради предотвращения глобальной катастрофы призвана одна из самых молодых и бурно развивающихся отраслей научного знания – экология.

Почти 70 лет(с 1869 по 1940 г.)экология оставалась узкоотраслевой биологической наукой. Однако развитие системного мышления и попытки осмыслить причины глобальных кризисов вывели экологию из тиши научных кабинетов и превратили в арену ожесточённых дискуссий между технократами, считающими, что техника – лучший способ решения всех проблем человечества, и экологами, полагающими, что окружающая природная среда – единственный дом человечества, где должно быть чисто и одинаково комфортно всем жильцам.

За последние десятилетия объём экологических знаний неизмеримо вырос. Сформировалось понимание глобальных экологических проблем. Появилось экологическое право и другие междисциплинарные области экологических исследований. Экология перешагнула границы биологии и становится самостоятельной отраслью естествознания, включающей, помимо биологических знаний, многие разделы географии, химии, физики, экономики, социологии и многих других наук. Поэтому она по праву занимает место среди системного естествознания.

2.1 История развития экологии.

Экология зародилась в недрах биологической науки. Она должна была изучать «все связи организма с окружающим миром, к которому мы причисляем все условия существования в широком смысле слова, как органические, так и неорганические». Однако в такой широкой постановке вопроса исследования не могли проводиться, и поэтому первоначально экологи стали заниматься изучением приспособления живых организмов к ближайшему окружению (норе, кочке, пещере, дуплу и т.д.).

Впоследствии область экологических исследований постоянно расширялась. Сначала размеры «жилища» были расширены до его ближайшего окружения (поляна перед норой или пещерой, всё дерево с дуплом). Затем в понятие дома была включена вся территория обитания организма, включая места охоты, отдыха, размножения и т.д. Включение территории со всеми её свойствами потребовало привлечения к экологическим исследованиям географов. Совместная работа географов и биологов увенчалась формированием ключевого понятия современной экологии – «биогеоценоза», или «экосистемы», как устойчивой совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования.

Распространение экологических идей и подходов и на человека привело к подключению к экологическим исследованиям этнологов, социологов, архитекторов и градостроителей. Стала формироваться экология человека кА сумма знаний о среде его существования – от конкретного жилища до районов и стран. Оказалось, что понятие «дом» для человечества должно включать в себя всю территорию и акваторию нашей планеты, а также ближний космос. Таким образом, экология расширила объект своего изучения до Земли в целом и потребовала участия специалистов по всем естественным и общественным наукам.

В 80-х и 90-х гг. ХХ в. в экологических исследованиях всё более активную роль стали играть химики, физики, специалисты технических наук, изучающие воздействие человека на окружающую среду с помощью сложных аналитических методов.

Таким образом, за истекший период развития экологии как науки сформировались четыре основных представления о том, что собой представляет экология.

С точки зрения биологов экология – это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой.

Для географов экология – это наука об изменениях экосистем Земли в ходе естественной эволюции и в результате деятельности человека.

Для этнологов, социологов, архитекторов и градостроителей экология – наука об окружающей человека естественной и искусственной среде обитания.

Для химиков, физиков и представителей технических дисциплин экология – наука, изучающая воздействие человека на природу.

Таким образом, экология – наука о взаимодействии любого объекта с окружающей средой. При этом в качестве первоочерёдных объектов изучения выступают Земля, живая природа и человек.

2.2 Предмет изучения экологии.

Для обобщения всех вышеназванных подходов к пониманию экологии дадим следующее определение науки: «Экология – это наука, изучающая воздействие объекта с окружающей средой». Именно такое определение делает экологию метанаукой, связывающей философию и общенаучные подходы с конкретными науками и практикой.

Предметом изучения всегда будут взаимосвязи объекта с окружающей средой.

Что касается объектов изучения, то на современном уровне развития науки можно выделить четыре основных объекта.

1.Планета земля в целом. В качестве окружающей среды для неё выступают Солнечная система, галактика Млечного Пути и Вселенная. Таким образом, экология Земли должна, прежде всего, изучать взаимосвязи Земли с ближним и дальним космосом.

2.Живая природа планеты Земля, понимаемая как совокупность всех живых организмов, существует в данный момент времени (включая и человечество). Окружающей средой для живой природы являются неживая природа Земли, а также ближний и дальний космосом. Результат функционирования живой природы Земли – «биосфера» кА область взаимодействия живой и неживой природы Земли.

3.Отдельные виды, популяции или сообщества живых организмов. В качестве окружающей среды для любого отдельного вида живых

организмов или сообщества (совокупности видов, связанных между собой условиями жизнедеятельности) выступают:

а) живая природа планеты Земля, включая человечество.

б) неживая природа планеты Земля.

в) ближний и дальний космос.

Результат взаимодействия видов и сообществ с окружающей средой – формирование биогеоценозов (экосистем) как устойчиво воспроизводящихся совокупностей живых организмов и условий их обитания.

4.Человечество. Выделение человечества из живой природы связано с ведением хозяйственной деятельности и способностью человека создавать особую (искусственную) среду обитания. Потому в качестве окружающей среды для человечества необходимо рассматривать:

а) живую природу планеты Земля.

б) неживую природу планеты Земля.

в) искусственную среду обитания, в результате хозяйственной деятельности;

г) ближний и дальний космос.

Результатом взаимодействия человечества с окружающей средой должно стать формирование ноосферы (области деятельности человека разумного) и антропоэкосистем как её компонентов.

Выделение четырёх основных объектов изучения экологии – Земли, живой природы, видов и сообществ живой природы и человечества –т- позволяет провести структуризацию экологических исследований и определить четыре основные отрасли экологических знаний.

2.3 Структура экологии.

Экология состоит из 4 основных отраслей:

1) Экология Земли (глобальная экология).

Включает космическую экологию (взаимодействие Земли с дальним космосом), геопланетарную экологию (взаимодействие Земли с планетами Солнечной системы) и т.д.

2) Экология живой природы (биоэкология, или общая экология).

Включает биосферную экологию (взаимодействие неживой и живой природы) и ноосферную (взаимодействие живой природы и человечества).

3) Экология видов и сообществ живой природы в совокупности с условиями их обитания (биогеоэкология, или специальная экология).

Аутэкология (экология отдельных организмов) и синэкология(экология сообществ).

4) Экология человечества (социальная экология).

Этнокультурная экология (приспособление этносов к условиям окружающей среды); экономическая экология (взаимосвязь между человеком и окружающей средой в процессе хозяйственной деятельности); социальная экология (взаимодействие человека и общества); техноэкология (взаимодействие человека и техники).

2.4 Цели и задачи экологии.

Главная цель экологии состоит в обеспечении общества в целом и отдельных граждан достоверной экологической информацией. На основе использования такой информации можно принимать и реализовать решения, обеспечивающее выживание и дальнейшее развитие объекта в условиях неблагоприятных изменений окружающей среды.

Для достижения этой цели экология разбирает 5 основных задач:

1 Необходимо проводить наблюдения за состоянием и изменениями окружающей среды (экологический мониторинг). Это помогает решить первую задачу информационного обеспечения общества – задачу сбора научных фактов.

2 Общение и систематизация научных фактов, а также выявлении тенденций и закономерностей из изменения окружающей среды (экологический анализ и синтез).

3 Предсказание ещё не наступивших изменений окружающей среды на основе выявленных тенденций и закономерностей (экологический процесс).

4 Разработка рекомендаций по предотвращению негативных изменений окружающей среды, а также в разработке предложений по защите от уже существующих негативных воздействий (экологическое программирование).

5 Передача полученной научной информации большинству граждан через средства массовой информации и образовательные программы (экологическое информирование).

2.5 Аутэкология.

Эта область экологических исследований изучает взаимоотношения представителей одного и того же вида живых организмов с окружающей средой. Цели изучения включают два основных аспекта:

1) изучение предела устойчивости и предпочтения по отношению к экологическим факторам.

2) изучение воздействия окружающей среды на морфологию, физиологию и поведение организма.

К экологическим факторам относятся абиотические (воздействие неживой природы) и биотические (воздействие живой природы) факторы.

Среди абиотических факторов важную роль играют климатические факторы (глобальный климат, мезоклимат и микроклимат), вода и почва, освещённость территории.

Среди биотических факторов – обеспеченность пищей, а также внутривидовое поведение (в частности, не только внутривидовая кооперация, о которой говорилось ранее, но и внутривидовая конкуренция, выражающаяся в чётко разграничении территории и установление социальной иерархии) и межвидовое воздействие (выражающееся в нейтрализме, конкуренции – борьбе за территорию, мутуализме, когда особь одного вида не может существовать без особи другого вида.

2.6 Синэкология.

Изучает отношения между особями, относящимся к различным видам биоценоза, а также межу ними и окружающей средой.

Прежде всего, синэкология занимается разграничением и классификацией биоценозов и экосистем, изучает динамику биоценозов, перемещения вещества и переноса энергии в экосистемах, продуктивность систем.

Синэкология изучает, как статистические аспекты существования биоценозов, так и динамические с помощью таких понятий, как пищевая цепь, пирамида чисел, биомасса, энергия, продуктивность, производительность.

2.7 Экология человека.

Экология человека, являясь составной частью общей экологии, определяется, прежде всего, негативным воздействием на людей ими же изменяемой окружающей среды обитания.

Ещё в XVIII в. человечество находилось в гармонии с природой. Но уже в конце XIX в. возник дисбаланс между человеком и окружающей средой. Сейчас объём допустимого воздействия на биосферу превышен в 8 – 10 раз.

Хотя экологическая проблема, в принципе, имеет глобальный характер, но в различных странах она проявляется по-разному. Мы будем рассматривать её применительно к условиям современной России, в которой экологическое состояние природы и населения является, по некоторым оценкам, наихудшим в мире.

В стране имеется 13 зон с опасной экологической ситуацией. К ним относятся, прежде всего такие районы, как зона аварии Чернобыльской АЭС, Южный Урал – окрестности Челябинска, где появилось новое для врачей понятие – “хроническая лучевая болезнь” и др.

Поэтому закономерно, что здоровье населения ухудшается.

Таким образом, экологическая проблема в нашей стране выдвигается на первый план, прежде всего в связи с угрозой физическому и психическому развитию и даже выживанию.

Перед обществом встаёт ещё одна важнейшая задача – формирование экологического сознания населения.

Можно говорить об аутэкологии, о синэкологии человека и динамике человеческой популяции.

Человек имеет высокую экологическую валентность и способен населять практически любой участок земной поверхности в том случае, если будет создавать искусственную среду обитания с экологическими факторами, определяющими оптимальные условия обитания. Рассмотрим только два фактора – температуру и влажность воздуха, чтобы показать физиологические реакции организма и способы адаптации.

Комфортные условия для организма существуют при температурах от 20 до 26 градусов и относительной влажности от 25% до 75% .При комфортных условиях организм не испытывает нагрузки со стороны окружающей среды и имеет минимальные потребности в одежде, жилье, питании и питье.

При понижении температуры воздуха нарастают потребности в утеплённой одежде, горячих напитках, обогреваемом жилье, высококалорийной пище с потреблением белков и жиров. Используются различные физиологические средства терморегуляции (например, выведение из организма излишней жидкости).

При повышении температуры растёт спрос на облегчённую одежду, прохладительные напитки, солнцезащитные средства, хорошо вентилируемое жильё, низкокалорийную пищу. Активизируется физиологическая терморегуляция(потоотделение, обеспечивающее охлаждение поверхности тела).

Синэкология человека изучает его сосуществование с другими видами в естественных экосистемах, агроэкосистемах и экосистемах населённых пунктов. Общая тенденция состоит в объединении видового состава экосистем при переходе от естественных к городским экосистемам.

Динамика человеческой популяции изучается демографией и также подтверждает правила и закономерности пространственного распределения и колебания численности, выведенные для животного мира.

Заключение.

Экология – жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию и в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин "экология" получил такое широкое распространение.

Следует помнить, что экология – фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надо научиться правильно, пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства.

Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.

В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих междисциплинарных синтетических наук, решающую актуальную проблему современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано, прежде всего, с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение "озонового слоя", обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение среды различными токсикантами, обеднение и деградация природных экосистем.

Подводя итог ,можно сказать, что экология относится к быстроразвивающимся отраслям естествознания, имеющим огромное влияние на гуманитарные науки. Можно говорить о происходящей в настоящее время экологизаци права, экономики, этики, религии, философии и других гуманитарных общенаучных дисциплин, а значит, экологическая информация должна в значительно большем объёме распространяться среди гуманитариев.

Список использованной литературы:

1. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.

2. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.:Юнити,1999.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9класс: Учебн. для общеобразов. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997.

4. Н.Ф. Рейменс. Экология.- М.: Дрофа, 1997.

5. Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". "Народная газета" – 15 января 1993 г.

6. В.И.Кузнецов, Г.М.Идлис, В.Н.Гутина. Естествознание М.:Агар,1996

7. Природа и общество. М.:Наука,1968.

8. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук .М.:Наука,1967.

9. Д.А. Симонов. Концепции современного естествознания: М.:Велби, 2005.

10. Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

11. Брылов С.А., Грабчак Л.Г., Комащенко В.И. Охрана окружающей среды.