В Закладки

Главная
Официальная
Новости
Курсовые работы
Дипломные проекты
Лекции и конспекты
Рефераты
Софт
Ссылки
Справочник Студента
Гостевая

Почта


Поиск по сайту:

          


















Курсовая работа Формы и сущность платы за землю. Арендная плата и земельный налог.

Курсовая работа Формы и сущность платы за землю. Арендная плата и земельный налог.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Кафедра «Аудит и налогообложение»

Зарегистрировано:

Вх. № _______________

«__» ______________2006г.

Курсовая работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Формы и сущность платы за землю. Арендная плата и земельный налог»

Выполнил:

Проверила:

Уфа 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Сущность и формы платы за землю……………………………………5

Глава II. Арендная плата за землю

2.1 Понятие, особенности и значение арендной платы за землю………….9

2.2 Порядок расчета арендной платы за землю (на примере РБ)…...…….14

Глава III. Земельный налог

3.1 Налогоплательщики и объект налогообложения………………………18

3.2 Налоговая база, налоговые ставки и налоговые льготы……………….19

3.3 Налоговый и отчетный периоды………………………………………...24

3.4 Порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу ………………………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….32

Список используемой литературы……………………………………………...34

Приложение

Введение

Изначально земля была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. Не случайно основоположник классической английской политехнической экономики У. Пети говорил, что труд есть отец богатства, а земля – его мать.

В разное время роль и значение земли в целом и отдельных составляющих этого понятия играли неодинаковую роль. Так, на протяжении многих веков земля была главным кормильцем, и ценилось, прежде всего, ее плодородие. В условиях промышленной революции и индустриализации огромное значение приобрело наличие в стране полезных ископаемых.

В современных же условиях значение земли в жизни человечества определить не так просто. С одной стороны, роль естественных сил земли и зависимость человека от сил природы многократно снизились. С другой стороны, многие природные ресурсы, которые ранее считались неисчерпаемыми, оказались на гране исчезновения.

В связи с этим плата за землю выступает не только средством пополнения бюджетов муниципальных образований, но и объективным принципом регулирования земельных отношений.

На сегодняшний день основными формами платы за землю в соответствии с действующим законодательством являются земельный налог и арендная плата. И земельный налог, и арендная плата за землю имеют общую рентную сущность, однако выражают разные экономические отношения. Земельный налог, будучи местным налогом, выражает отношения между государством и земельным собственником или землепользователем, основывающиеся на властном подчинении собственника воле государства. Регулируя величину земельного налога, земельная рента может изыматься городом в свою пользу. Арендная плата представляет собой имущественные отношения, основывающиеся на самостоятельности и равенстве собственника и арендатора. Т.е. арендная плата представляет собой взнос, который в соответствии с достигнутым соглашением арендатор платит арендодателю за право использовать принадлежащий ему земельный участок.

Глава I. Сущность и формы платы за землю

Плата за землю, рассматриваемая как элемент системы платного землепользования, — это экономическая форма, внешнее выражение отношений, складывающихся в процессе пользования, владения и распоряжения землей между ее собственником и владельцем или пользователем.

В соответствии с действующим законодательством основными формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата, имеющие общую рентную сущность, но выражающие разные экономические отношения. Земельный налог выражает отношения между государством и земельным собственником или землепользователем, основывающиеся на властном подчинении собственника воле государства. Регулируя величину земельного налога, земельная рента может изыматься городом в свою пользу. Арендная плата представляет собой имущественные отношения, основывающиеся на самостоятельности и равенстве собственника и арендатора. Т.е. арендная плата представляет собой взнос, который в соответствии с достигнутым соглашением арендатор платит арендодателю за право использовать принадлежащий ему земельный участок. Общим верхним пределом и арендной платы, и земельного налога является земельная рента.

Таким образом, сущность платы за землю раскрывается в теории земельной ренты.

Земельная рента как экономическая категория рыночной экономики непосредственно связана с частной собственностью на землю и рынком земли. Она образуется как при разъединении земли в качестве объекта собственности и объекта хозяйствования (аренда земли), так и при соединении их в одном физическом (юридическом) лице. Образуются две нормальные формы земельной ренты: абсолютная и дифференциальная. Источником обеих форм ренты согласно теории К. Маркса является прибавочный труд наемных рабочих в сельском хозяйстве, добывающей промышленности и т. д. Капиталистические рентные отношения предполагают удовлетворение в равной степени интересов и землевладельцев, и арендаторов. Поэтому земельная рента в нормальных условиях может представлять собой только избыток над средней прибылью. Существуют два основных случая возникновения избытка прибыли сверх некоторого среднего уровня.

Первый случай связан с получением избыточной прибавочной стоимости на отдельных предприятиях отрасли, обеспечивающих более высокий уровень производительности труда по сравнению со среднеотраслевым. В условиях свободной конкуренции (внутриотраслевой) распространение технического опыта обуславливает кратковременность получения избыточной прибавочной стоимости. Это связано с тем, что отдельные предприниматели не имеют монополии на исключительное пользование наиболее производительными факторами производства: станками, технологическими линиями и пр. Рано или поздно другие предприниматели приобретут такое же и даже лучшее оборудование и размеры прибыли передовых в техническом отношении предприятий будут сведены к среднеотраслевому уровню.

Несколько иначе обстоят дела при ведении хозяйства на земле. Земля с учетом ее плодородия, местоположения, наличия полезных ископаемых, лесных и гидроресурсов является невоспроизводимым свободно фактором производства. Наличие капитала не может превратить суглинок в чернозем или организовать добычу нефти там, где нет ее залежей. Поэтому те предприниматели, которые ведут хозяйство на участках более производительных (плодородных), оказываются в привилегированном положении и могут получать избыточную прибавочную стоимость не временно, а постоянно. Этот избыток прибыли над средней носит разностный (основанный на разнице производительности), или дифференциальный, характер.

Причиной этой дифференциальной прибыли является монополия на землю как объект хозяйства. Если хозяйство ведется на собственной земле, дифференциальная прибыль поступает предпринимателю. Если земля арендована, то дифференциальная прибыль принимает вид дифференциальной ренты и уплачивается землевладельцу. Количественно дифференциальная рента равна разности между общественной и индивидуальной ценами производства на более производительных участках.

Дифференциальная рента, получение которой связано с экстенсивными методами ведения хозяйства, с освоением новых пахотных земель, месторождений полезных ископаемых, называется дифференциальной рентой I. Она обусловлена различием плодородия, почвы, местоположения участка земли по отношению к рынку, путям сообщения и т. п. Этот вид ренты является исторической и логической основой развития дифференциальной ренты II, связанной с ведением хозяйства преимущественно интенсивными методами.

Дополнительные вложения капитала в один и тот же участок улучшают его качественные характеристики и способствуют росту производительности труда. Так, внесение удобрений, совершенствование агротехники, проведение мелиоративных работ создают искусственное, или экономическое, плодородие и повышают урожайность. В итоге дополнительные капиталовложения, оказывающиеся более производительными (независимо от того, на лучших, средних или худших землях они произведены), приносят дифференциальную ренту II.

Особенность этого вида ренты состоит в том, что пока не истек срок аренды, дифференциальную прибыль от дополнительных вложений капитала получает арендатор. По истечении срока договора все улучшения, произведенные арендатором, переходят землевладельцу. Это позволяет последнему при заключении нового договора увеличить сумму арендной платы на величину дифференциальной ренты II. Таким образом, капиталист-арендатор заинтересован в увеличении срока аренды, чтобы успеть окупить вложения основного капитала и получать в течение срока аренды избыточную прибыль. Земельный собственник, который посредством ренты присваивает безвозмездно чужой труд, чужой капитал и результаты общественного прогресса, заинтересован в сокращении срока аренды.

Рента, уплачиваемая со всех без исключения участков за право ведения на них хозяйства (вне зависимости от качества земли и месторасположения), называется абсолютной земельной рентой. Причиной образования абсолютной ренты является частная земельная собственность. Условием абсолютной ренты является более низкое органическое строение капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью. Таким образом, земельная собственность паразитирует на техническом отставании сельского хозяйства от других отраслей экономики и заинтересована в консервации этого положения.

Количественно абсолютная земельная рента равна разности между всей массой прибавочной стоимости и средней прибылью:

Можно определить величину абсолютной ренты как разность между общественной стоимостью и общественной ценой производства.

Строго говоря, цены на сельскохозяйственную продукцию являются монопольными (в силу монополии частной собственности на землю). Их монопольный характер заключается не в том, что они превышают стоимость, а в том, что они равны стоимости или ниже ее, но выше общественной цены производства. Частная собственность на землю является фактором, удорожающим сельскохозяйственную продукцию. Если бы частная собственность на землю была упразднена, абсолютная рента исчезла бы, а цены на сельскохозяйственную продукцию понизились бы с уровня стоимости до уровня цен производства.

Глава II. Арендная плата за землю

2.1 Понятие, особенности и значение арендной платы за землю

Арендные отношения являются одной из самых эффективных форм использования земли в России. В отсутствие развитого земельного рынка арендные отношения становятся главным инструментом перераспределения земли к эффективно хозяйствующим товаропроизводителям и бережного, рационального ее использования.

Аренда земли – форма землепользования, при которой собственник земли передает свой земельный участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определенное вознаграждение (арендную плату).

Основными признаками аренды земель являются:

? Срочность. Аренда – право, действующее на определенный период времени, определяемый в договоре аренды (в отличие от бессрочных прав, таких, как собственность и постоянное (бессрочное) пользование);

? Платность Денежная оплата права пользования арендуемой землей (плата выплачивается арендатором арендодателю земли);

? Возвратность. Арендованное имущество арендованный земельный участок должен быть возвращен арендодателю, то есть собственнику.

? Неизменность целевого назначения земельного участка. Земля может быть предоставлена в пользование на условиях аренды под определенные цели использования.

Арендная плата – это вознаграждение, взимаемое арендодателем за сданное во временное пользование имущество, помещение или землю.

Арендная плата земли является практической формой существования земельной ренты, взимаемой собственниками земельного участка с арендаторов. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776г.) указывал, что земельная рента — это часть прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, которая переходит в руки собственника земли.

Источник земельной ренты — различия в степени плодородия и местоположения земельных участков, а также монополия землевладельцев на лучшие земли, возникающие вследствие их ограниченности. При этом привилегия собственника (арендатора) земли состоит не в возможности продавать производимую продукцию по более высокой цене, а производить более дешевый продукт (Д. иккардо «Начало политэкономии и налогового обложения», 1817г.).

Рентные отношения возникают не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства. Рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр и в других предпринимательских целях.

Аренда земельного участка понимается как плата собственнику за пользование принадлежащим ему имуществом, а предоставление земельного участка в аренду — как сделка по передаче права пользования этим земельным участком определенному лицу (лицам) за плату. При этом арендная плата за земельный участок представляет собой часть земельной ренты, изымаемой собственником у пользователя земельного участка. Но чаще всего земля сдается с имеющимися на ней строениями, ирригационными сооружениям, произведенными мелиоративными работами и т. д. За пользование этим основным капиталом, переданным в ссуду, земельный собственник взимает ссудный процент, а также амортизационные отчисления. Эти суммы также входят в арендную плату наравне с земельной рентой. В результате земельная рента как бы сливается внешне со ссудным процентом, рассматривается как доход на некоторый капитал. Происходит капитализация земельной ренты. Покупка земли, обеспечивающая получение ренты, становится идентичной ссуде капитала, приносящей процент (например, процент по банковскому вкладу).

В случае, когда арендодателем выступает государство, арендная плата изымается в государственный бюджет для обеспечения государственных и общественных нужд.

Существующие в мировой практике способы установления и взимания арендных платежей за землю могут различаться в зависимости от:

- показателей, взятых в качестве базы для начисления арендного платежа;

- способов определения значения ставок арендной платы;

- принципов определения различного рода субсидий и налоговых льгот;

- порядка и сроков взимания арендной платы.

При этом, как правило, размер арендной платы определяется либо исходя из оценки рыночной стоимости земли, либо исходя из определения величины приносимого ею дохода при передаче в аренду, то есть на основании установления рыночных ставок арендной платы.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации не подлежат передаче в аренду земельные участки, изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:

- государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

- объектами организаций федеральной службы безопасности;

- объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно – территориальные образования;

- исправительно – трудовыми учреждениями и лечебно – трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- воинскими и гражданскими захоронениями;

- инженерно – техническими сооружениями, линиями связи и коммуникация¬ми, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельный участок может быть впервые предоставлен в аренду путем заключения договора аренды на торгах. На торгах также может быть продано право на заключение договора аренды земельного участка.

Договоры аренды или субаренды подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, когда такие договоры заключены на срок менее чем один год.

На практике могут применяться различные варианты моделей установления арендной платы, как на основе анализа рыночных ставок арендной платы, так и на основе прогнозирования ожидаемых доходов арендуемого земельного участка.

При выборе модели арендной платы необходимо учитывать степень развития рынка земли и недвижимости, в том числе рынка аренды. Следует иметь в виду, что в отличие от западных стран, где сложился рынок аренды земли, в России можно говорить только о рынке недвижимости. Поэтому принимаемые модели установления арендной платы могут рассматриваться только как некоторое приближение к рыночной модели. Однако в целом переход к механизму установления арендной платы на основе оценки рыночной стоимости земли позволит в перспективе реализовать рыночным моделям определения арендной платы за землю, в том числе и для государственных или муниципальных земель.

Серьезной проблемой при выборе адекватной модели арендной платы является наличие достоверной информации о предоставлении земельных участков в аренду, рыночных ставках арендной платы, реальных доходах арендаторов, в том числе при аренде земель, находящихся в частной собственности. Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволит в ближайшем будущем решить проблему создания единого информационного пространства для построения рыночных моделей арендной платы на землю.

Анализ нормативных актов в части определения базовых размеров арендной платы за земли, предоставляемые в аренду органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, показал, что практически во всех случаях за основу исчисления этого показателя принимается ставка земельного налога. При этом расчет размера арендной платы производится путем умножения базового размера арендной платы на площадь земельного участка и на поправочные коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от вида использования земель и категории арендаторов. Повышающие коэффициенты, как правило, применяются при расчете арендной платы для высокодоходных видов деятельности, занимающих небольшие по площади земельные участки. Использование понижающих коэффициентов направлено на поддержку социально-ориентированных видов использования земель поселений (земли, предназначенные для жилой застройки, земли, предоставленные для ведения садоводства и огородничества), а также приоритетных для поселений видов деятельности (категорий арендаторов), таких как хлебопекарни, больницы, аварийно-спасательные службы и т.п.).

Кроме того, использование для определения базовых размеров арендной платы ставок земельного налога, установленных в 1991 году, несмотря на их ежегодную индексацию в соответствии с уровнем инфляции, приводит к отрыву начисляемого размера арендной платы от рентной составляющей и, как следствие, к недополучению значительных средств бюджетами всех уровней. Так, в среднем по России в 1999 году арендная плата за земли в городах под предприятиями, организациями, учреждениями составляла от 1,3 до 17,8 руб. за кв. м., а под предприятиями торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания — 49,3 руб. за кв.м.

Таким образом, система установления арендной платы за землю не отвечает принципу рыночной экономики, в соответствии с которым земельный участок должен приносить собственнику доход при использовании его надлежащим образом, а применяемый к установлению базовых размеров арендной платы нормативный подход не позволяет определять размер арендной платы в зависимости от изменяющейся конъюнктуры земельного рынка, что и противоречит экономической сущности арендных отношений на землю.

Основой существования рыночной экономики является свободная конкуренция разных видов деятельности. Существенная дифференциация арендных платежей в зависимости от вида использования земельного участка не позволяет создать равные условия для такой конкуренции. Стоимость земельного участка и, следовательно, арендный платеж за него не должны зависеть от вида использования участка, а определяются исключительно его местоположением и окружением. Большая разница в арендных платежах за два рядом расположенных участка, используемых разным образом, нарушает экономическую связь между размером арендой платы и их рыночной стоимостью.

2.2 Порядок расчета арендной платы за землю (на примере РБ)

Методики расчета арендной платы за землю устанавливаются в соответствии с региональным законодательством, которые различаются друг от друга, прежде всего, набором параметров и характеристик, учитываемых при определении ценности земельных участков.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан был установлен 23 декабря 2005 г. временный порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемые в аренду юридическим и физическим лицам.

Согласно этому постановлению при передаче земельных участков в аренду собственникам или пользователям отдельно стоящих зданий и сооружений арендная плата взимается за земельные участки, занятые объектами недвижимости, и земельные участки, необходимые для содержания этих объектов. А при передаче земельных участков в аренду собственникам частей зданий и сооружений арендная плата взимается за земельные участки соразмерно площади, занимаемой в здании, сооружении.

В соответствии с утвержденным постановлением размер арендной платы за земельные участки рассчитывается по следующей формуле:

АП = П x Б x Ки, где

АП – размер арендной платы;

П – площадь земельного участка;

Б – базовая ставка арендной платы;

Ки – коэффициент, учитывающий категорию арендаторов и вид использования земельных участков.

При этом следует отметить, что площадь земельного участка (П) при расчете арендной платы устанавливается в целом, без выделения застроенной и незастроенной частей.

Базовая ставка арендной платы за земельный участок устанавливается на уровне средней ставки арендной платы, утвержденной для соответствующей категории земель решением Правительства Республики Башкортостан и дифференцированной с учетом территориально-экономической зоны в соответствии с градостроительным регламентом.

Базовая ставка арендной платы за земельный участок (Б) рассчитывается по следующей формуле:

Б = Сап x К, где

Сап – средняя ставка арендной платы;

К – коэффициент дифференциации средней ставки арендной платы по территориально-экономическим зонам в соответствии с градостроительным регламентом.

Средняя ставка арендной платы за земельные участки устанавливается с учетом прогнозного показателя индекса-дефлятора потребительских цен (умеренный вариант), определяемого Министерством экономического развития и промышленности Республики Башкортостан для составления прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на соответствующий период.

Так, по данным геоинформационного ГИС–Ассоциации минимальная средняя ставка арендной платы, с использованием земли для целей жилищного строительства, для физических лиц составляет 0,85 рублей за кв.м. в год, а для юридических лиц — 25,12 рублей за кв.м. в год. Максимальная средняя ставка арендной платы с использованием земли, например, под ночные танцевальные клубы, составляет 2353,36 рублей за кв.м. в год. Минимальная стоимость одного квадратного метра земли под домами многоэтажной застройки в городе составляет 4,53 рубля, максимальная — 4828 рублей. Минимальная цена земли под объектами торговли — 4,55 рублей за квадратный метр, максимальная – 10351 рублей.

Коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков (Ки), на территории соответствующего муниципального образования устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления исходя из вида деятельности арендаторов и опыта развития арендных отношений на территории данного муниципального образования.

Уполномоченный орган может временно по своему усмотрению установить льготы в виде понижающих коэффициентов от 0 до 1 для следующих категорий арендаторов земельных участков:

? для отдельных категорий граждан, в отношении которых законодательством предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога;

? для тех арендаторов, которые занимаются приоритетными для муниципального образования видами деятельности;

? для организаций, находящихся в ведении Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан и финансируемых за счет средств бюджета Республики Башкортостан или местного бюджета;

? для предприятий (организаций), находящихся в стадии конкурсного производства.

Глава III. Земельный налог

3.1 Налогоплательщики и объект налогообложения

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

3.2 Налоговая база, налоговые ставки и налоговые льготы

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения:

(3.2.1)

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база в отношении других физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

.

Если размер не облагаемой налогом суммы ( ) превышает размер налоговой базы ( ), определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю:

(3.2.2)

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Пример 1. Земельный участок, предоставленный Петрову Г. А. и Петрову П. А. для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности (доля Петрова Г. А. в праве на земельный участок – 40%, Петрова П. А. – 60%). Кадастровая стоимость составляет 50 000 рублей.

Налоговая база определяется следующим образом в части доли, закрепленной:

- за Петровым Г. А. - ;

- за Петровым П. А. -

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Пример 2. Земельный участок, предоставленный Сорокину В. А. и Сорокиной Н. П. для ведения личного подсобного хозяйства, находится в общей совместной собственности. Кадастровая стоимость составляет 70 000 рублей.

Налоговая база определяется следующим образом в части доли, закрепленной:

- за Сорокиным В. А. - ;

- за Сорокиной Н. П. -

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан налоговые ставки устанавливаются в зависимости от функционального использования земель в следующем порядке:

2) В пределах, установленных подпунктом 1** пункта 1 статьи 394 НК РФ:

? 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земель сельскохозяйственного использования, в том числе используемых под огородничество и животноводство;

? 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, земель дачных и садоводческих объединений;

2) В пределах, установленных подпунктом 2** пункта 1 статьи 394 НК РФ:

? 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земель учреждений и организаций народного образования, земель под объектами оздоровительного и рекреационного назначения, земель под обособленными водными объектами;

? 1% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земель гаражей и автостоянок, земель под административно-управленческими объектами, земель под лесами;

? 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земель под объектами торговли и общественного питания, земель под промышленными объектами, земель под военными объектами, прочих земельных участков.

В соответствии с главой 31 НК РФ льготы по земельному налогу предусмотрены следующим категориям налогоплательщиков:

- организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

- организациям – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

- религиозным организациям;

- организациям народных художественных промыслов.

От уплаты земельного налога освобождаются организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов среди работников должна быть не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. На льготные условия уплаты земельного налога переведены и учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов.

С 1 января 2006 года в НК РФ введена новая льгота: от обложения земельным налогом освобождаются организации – резиденты особой экономической зоны сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”.

Кроме того, решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предусмотрены следующие понижающие коэффициенты:

? для налогоплательщиков – физических лиц, являющиеся собственниками жилых помещений в 2-х этажных домах – 0,5, в 3-х этажных – 0,7;

? для налогоплательщиков – организаций по земельным участкам, занятым промышленными объектами, общая площадь которых на территории городского округа г. Уфы не превышает 20 гектаров, в размере 0,7.

3.3 Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период по земельному налогу установлен как календарный год с 1 января по 31 декабря, а отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, - I квартал, полугодие и девять месяцев.

3.4 Порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Согласно главе 31 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

(3.4.1)

При этом организации исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если иное не установлено нормативным правовым актом о налоге представительного органа муниципального образования.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу:

(3.4.2)

Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом:

(3.4.3)

Пример 3. ООО «Темп» (ИНН 000276097682, КПП 027601001) имеет 2 земельных участка, находящихся на территории г. Уфы (код ОКАТО - 80401000000 (условный)):

1) участок промышленного назначения (кадастровый номер - 02:30:000000:0129 (условный)), кадастровая стоимость которого – 4 500 000 руб.;

2) участок сельскохозяйственного использования (кадастровый номер – 02:47:150201:0170 (условный)), кадастровая стоимость которого – 1 200 000 руб.

Решением городского округа г. Уфы Республики Башкортостан для организаций, использующих земельные участки промышленного и сельскохозяйственного назначения, налоговые ставки утверждены в размере 1,5% и 0,1% соответственно.

Рассчитаем суммы авансовых платежей за соответствующие отчетные периоды (первый квартал, полугодие, девять месяцев 2006 г.) и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по окончании налогового периода (2006 год);

В соответствии с приведенными в условии и полученными данными заполним налоговую декларацию по земельному налогу (Приложение).

Итак, сумма авансовых платежей по налогу исчисляется по формуле и равна:

За первый квартал 2006 года:

За первое полугодие 2006 года:

За 9 месяцев 2006 года:

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании налогового периода (2006 год) исчисляется по формуле (3.4.2) и равна:

НК РФ введено новое положение, согласно которому в случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении] налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения этих прав.

Пример 4. Земельный участок приобретен в собственность 10 февраля 2005 года. Его кадастровая стоимость составляет 800 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%.

Рассчитаем сумму земельного налога за налоговый период.

В соответствии с пунктом 7 статьи 396 НК РФ коэффициент правообладания земельным участком ( ) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:

.

Сумма налога за налоговый период составит 10 992 руб. (800 000 руб. х 1,5% х 0,916).

С учетом положений пункта 7 статьи 396 НК РФ сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетные периоды рассчитывается в следующем порядке.

Если земельный налог использовался в течение всего отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев), то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки.

Если земельный участок использовался не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента .

Пример 5. Земельный участок предоставлен 8 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2%. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит 13 248 руб. (1 200 000 руб.?1,2%?0,92).

Для исчисления суммы авансового платежа по налогу, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 месяцев и 9 месяцев, коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

За I квартал: ;

За 1-е полугодие:

За 9 месяцев:

Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:

За I квартал – 2412 руб. [(1 200 000 руб. ?1,2%?0,67):4];

За 1-е полугодие – 2988 руб. [(1 200 000 руб.?1,2%?0,83):4];

За 9 месяцев – 3204 руб. [(1 200 000 руб.?1,2%?0,89):4].

Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сумму авансовых платежей в размере 8604 руб. (2412 руб. + 2988 руб. + 3204 руб.).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 4644 руб. (13 248 руб. – 8604 руб.).

При применении п. 15 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

При этом если срок проектирования и строительства по вышеуказанным земельным участкам превышает трехлетний срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, то при исчислении суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) применяется коэффициент 4.

Пример 6. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства, на котором в течение года строит многоэтажные жилые дома. Кадастровая стоимость земельного участка – 1 132 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3% .

Сумма земельного налога на земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит 6792 руб. (1 132 000 руб.?0,3%?2),

где 2 – коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если земельный участок физического лица (его доля) перешел по наследству к другому лицу, то земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

В целях обеспечения администрирования земельного налога в главе 31 НК РФ установлены нормы об обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

В этой связи органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований должны ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Формы представления сведений утверждены Минфином России.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока подачи налоговых деклараций.

Решением Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан установлен следующий порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:

1) организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (1/4 налоговой ставки).

Не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи по налогу в течение налогового периода крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные предприятия, садоводческие товарищества;

2) физические лица, уплачивающее налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают один авансовый платеж по налогу не позднее 15 сентября года, являющего налоговым периодом (1/2 налоговой ставки).

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены две формы платы за землю: арендная плата и земельный налог.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Арендная плата за землю, являясь вознаграждением, взимаемым арендодателем за сданное во временное пользование землю, зависит от площади земельного участка, средней ставки арендной платы и двух коэффициентов - коэффициента, учитывающего категорию арендаторов и вид использования земельных участков, и коэффициента дифференциации средней ставки арендной платы по территориально-экономическим зонам в соответствии с градостроительным регламентом.

Земельный налог, будучи местным налогом, взимается с организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, и зависит от кадастровой стоимости земельного участка, налоговой ставки и категории налогоплательщиков.

Таким образом, сумма арендной платы, уплачиваемая арендатором арендодателю, включает в себя земельный налог, исчисленный с земельного участка, который предоставляется в аренду.

Арендная плата за землю и земельный налог являются одними из основных источников налоговых доходов бюджета городского округа г. Уфа - их удельный вес в общем объеме поступлений составляет 10,5%.

Так, за 2005 год платежи за землю Уфы в бюджеты всех уровней составили 1315,1 млн. рублей, в том числе земельный налог — 128,3 млн. рублей и арендная плата — 1186,8 млн. рублей. В городской бюджет перечислено 730,4 млн. рублей. За 2005 год сбор земельных платежей увеличился, по сравнению с 2004 годом, на 203,6 млн. рублей. За 5 месяцев с начала 2006 года поступления от земельных платежей в городской бюджет составили 265,214 млн. рублей, в том числе 231,476 млн. рублей в виде арендной платы и 33,738 млн. рублей в виде земельного налога.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 16.07.1998 (с учетом последующих изменений и дополнений);

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 №117 – ФЗ (с учетом последующих изменений и дополнений);

3. Земельный кодекс Российской Федерации 28.09. 2001 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);

4. Приказ МНС РФ от 23.09.2005 № 124н «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и порядка ее заполнения»;

5. Постановление Правительства РБ от 23.12.2005 г. №286 (ред. От 01.06.2006 г.) «Об утверждении временного порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли до разграничения государственной собственности на землю»;

6. Закон Республики Башкортостан от 07.11.2005 № 230-з

"О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан»;

7. Закон Республики Башкортостан от 13.07.2005 № 201-з

"О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О плате за землю»» (Принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 07.07.2005);

8. Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 17.11.2005 N 2/6

(ред. от 24.05.2006) «Об установлении земельного налога»;

9. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 314 с.

10. Перов А. В., Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Юрайт-М, 2005. – 555 с.;

11. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В. Ковалева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640с.;

12. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 480 с.;

13. Трофимова Н. В. О земельном налоге// Налоговый вестник .-2006. -№8.- С.89 -99;

14. Трофимова Н. В. О земельном налоге// Налоговый вестник. -№9- с.78-86;

15. www.consultant.ru;

16. http://mns.garant.ru;

17. www.r59.nalog.ru;