В Закладки

Главная
Официальная
Новости
Курсовые работы
Дипломные проекты
Лекции и конспекты
Рефераты
Софт
Ссылки
Справочник Студента
Гостевая

Почта


Поиск по сайту:

          


















Курсовая по экономике. Проекты и перспективы развития плавучих АЭС.

Курсовая по экономике. Проекты и перспективы развития плавучих АЭС.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал Дальневосточного Государственного Технического Университета

(ДВПИ им.В.В.Куйбышева)

в г.Петропавловске – Камчатском

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Проекты и перспективы развития плавучих АЭС

Курсовая работа

Руководитель Доцент______________ _________________ Махнева С.В.

Выполнил студент группы ЭУЗВ-03 ________________ Колесников А.В.

Дата сдачи на рецензирование «____»______________2006г.

Работа защищена «____»______________2006г. с оценкой _________________

(подпись)

г.Петропавловск-Камчатский, 2005г.

«Утверждаю»

Зав.кафедрой Экономики и управления

_______________Морозова Ю.С.

«_____»____________200 г.

ЗАДАНИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент группы ЭУЗВ-03 Колесников Александр Васильевич

1. Тема курсовой работы Проекты и перспективы развития плавучих АЭС

2. План курсовой работы:_1)Перспективы развития малой атомной энергетики. 2)Анализ инвестиционного проекта «Создание атомной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока» в г.Певек Чукотского АО_____________________

Перечень рекомендованной литературы: 1. Постановление правительства от 24.07.1998 №832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы». 2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеждмент 3. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность 4. Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности ___________________________________________

Дата выдачи темы курсовой работы «___»___________200__г.

График выполнения курсовой работы

Неделя Наименование работ Срок исполнения 1-3 Выбор темы, изучение литературных источников, разработка задания 3-4 Сбор и обработка материалов по проблеме 5-10 Написание курсовой работы 11-13 Предоставление работы на кафедру для текущей проверки 14-15 Доработка курсовой работы 15 Предоставление на кафедру работы для рецензирования 16-17 Защита курсовой работы

Руководитель курсовой работы доцент Махнева С.В. _____ _____________

Задание принял Колесников А.В.___________ _______________

РЕЦЕНЗИЯ

Содержание

Введение………………………………………………………………….…5

1. Перспективы развития малой атомной энергетики……………………6

2. Анализ инвестиционного проекта «Создание атомной теплоэлектро- станции на базе плавучего энергоблока» в г.Певек ЧукотскогоАО ...…11

2.1. Социально-экономическое обоснование …………...……………….11

2.2. Анализ потребления электроэнергии………………………………..12

2.3. Маркетинговая концепция проекта………………………………….14

2.4. Правовой аспект инвестиционного проекта………………………...15

2.5. Технический аспект инвестиционного проекта…………………….17

2.6. Модель эксплуатации АТЭС…………………………………………21

2.7. Организационная структура АТЭС………………………………….22

2.8. Экономический аспект инвестиционного проекта…………………23

Заключение...………………………………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие регионов России не возможно рассматривать развития энергетики. Вместе с ростом стоимости энергоресурсов: угля, нефти и продуктов её переработки, и необходимостью обеспечения небольших территорий электроэнергией и теплом, встал вопрос об использовании малой энергетики для решения данной задачи. На сегодняшний день широко используется такие направления развития малой энергетики как:

- ветроэнергетика

- мини ТЭЦ

- электростанции блочного типа (дизельные и газотурбинные)

- использование солнечной энергии

В связи с уменьшением мировых запасов углеводородов происходит освоение такого рынка энергетики как атомная энергетика малой мощности плавучего типа. Развитие этой темы принято решением правительства РФ в 1996г.

1. Перспективы развития малой атомной энергетики

Компания Росэнерогоатом образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. № 1055 "Об эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации" (зарегистрировано Московской регистрационной палатой при Правительстве Москвы, свидетельство о государственной регистрации серии МРП, регистрационный № 008.792). Учредителем Компании является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Компания является Эксплуатирующей организацией восьми атомных станций и осуществляет свои права и обязанности в соответствии с действующими нормативными актами в области атомной энергетики. Компания является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица. Компания подведомственна Минатому России.

Для осуществления деятельности компания Рос энергоатом включает в себя восемь действующих атомных электростанций (Балаковская, Калининская, Кольская, Нововоронежская, Курская, Смоленская, Белоярская, Билибинская) общей мощностью 20 242 МВт (эл.), а также научные, проектные, ремонтные и пуско-наладочные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность атомных станций Компании, высококвалифицированный административно-управленческий и инженерно-технический персонал. Кроме того, в состав Компании входит ряд проектируемых и строящихся атомных энергетических блоков.

Актуальность и перспективность строительства атомных станций малой мощности на базе плавучих энергоблоков, а так же необходимость решить вопросы энергообеспечения труднодоступных районов наиболее экономичным способом и в кратчайшие сроки послужило основанием для включения Проекта в Государственные программы Российской Федерации:

* "Федеральная целевая Программа "Топливо и энергия на 1996 – 2000 г.г.", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1996 г. № 263;

* "Федеральная Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 г.г. и на период до 2010 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815;

* "Концепция развития атомной отрасли на период до 2010 года, утвержденная Министром Российской Федерации по атомной энергии 01 февраля 2000 г.;

* "Программа стабилизации и развития энергетики в Чаун-Билибинском энергоузле Чукотского автономного округа на период до 2015 года

На основании маркетинговых исследований проведенных Компанией развернуты работы по четырем перспективным площадкам размещения АТЭС ММ на базе ПЭБ с РУ КЛТ-40С:

* город Северодвинск, Архангельская область;

* город Вилючинск (ЗАТО), Камчатская область;

* город Певек, Чукотский автономный округ;

* город Дудинка, Долгано-Ненецкий АО, Красноярский край.

По договору с концерном “Росэнергоатом” ОАО “Малая энергетика” выполняет функции Заказчика-застройщика. Для эксплуатации АТЭС концерн “Росэнергоатом” формирует дирекцию АС и передает ей станцию в оперативное управление в соответствии со сложившейся практикой, реализуя, таким образом, схему "Строю–Владею–Эксплуатирую" (ВОО).

В течение 1997-2001 годов фирма выполнила комплекс маркетинговых исследований по поиску перспективных площадок для атомных станций малой мощности вдоль Северного морского пути, а именно в Мурманской, Архангельской областях, Таймырском АО, в северных улусах (районах) республики Саха (Якутия), в Чукотском и Корякском АО, в Камчатской, Магаданской областях, в Хабаровском и Приморском краях.

Маркетинговые исследования энергетических рынков Крайнего Севера и Дальнего Востока России показали, что проекты атомных станций малой мощности имеют большие перспективы как для энергообеспечения существующих поселков, так и для энергообеспечения перспективных месторождений полезных ископаемых.

При рассмотрении вопроса применения АТЭС ММ для регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока России было проанализировано более 250-ти пунктов.

При выборе пунктов перспективного размещения АТЭС ММ исключались:

* населенные пункты с малой численностью населения (менее 1000 человек);

* населенные пункты, обеспеченные собственным органическим топливом;

* населенные пункты, не имеющие перспектив развития;

* населенные пункты, имеющие ограничения по природным факторам.

Приоритет отдавался крупным развивающимся населенным пунктам, имеющим сложную многоэтапную схему доставки топлива. Для выбранных пунктов был проведен детальный анализ энергетического рынка конкретного региона:

* по оценке состояния и перспективам социально-экономического развития;

* по оценке состояния природных экосистем в пунктах предполагаемого сооружения энергоисточников;

* по прогнозу уровня потребления электрической и тепловой энергии;

* по оценке технического и финансового состояния предприятий энергетического сектора;

* по оценке топливных ресурсов и перспективам их освоения;

* по оценке затрат в реконструкцию существующих энергоисточников;

* по оценке экономической эффективности вновь сооружаемых энергоисточников на органическом топливе, возобновляемых энергоресурсах и ядерном топливе.

В результате исследований было выбрано 26 перспективных пунктов для предполагаемого расположения атомных станций малой мощности различных типов.

Для выбранных пунктов проведен детальный анализ энергетического рынка по регионам, который показал обоснованность выбора пунктов размещения атомных станций малой мощности, в том числе плавучих атомных теплоэлектростанций.

В результате анализа были выбраны 11 пунктов перспективного размещения плавучих АТЭС ММ. После проведения экспертного исследования целесообразности строительства АТЭС ММ в этих пунктах, выполненных ОАО «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ», были определены 8 пунктов, по которым начаты работы концептуальной фазы. Предварительный анализ эффективности Проектов строительства АТЭС ММ в этих пунктах показал их высокую конкурентоспособность по сравнению с энергоисточниками на органическом топливе в районах централизованного электроснабжения.

Пункты планируемого размещения плавучих АТЭС ММ Таблица 1

№ п/п Пункт планируемого размещения АТЭС ММ Назначение станции 1 г. Северодвинск (Архангельская область) Энергоснабжение ГУП ПО «Севмаш» и других предприятий ГРЦАС 2 ЗАТО г. Вилючинск (Камчатская область) Энергоснабжение базы ВМФ и населения города 3 г. Певек (Чукотский А.О.) Энергоснабжение предприятий горнорудной промышленности и населения города 4 г. Советская Гавань (Хабаровский край) Энергоснабжение морского порта, других промышленных предприятий и населения города 5 г. Находка (Приморский край) Энергоснабжение морского порта, других промышленных предприятий и населения города 6 пос. Рудная Пристань (Приморский край) Энергоснабжение транспорта, населения, обеспечение экспорта электроэнергии 7 г. Николаевск–на-Амуре (Хабаровский край) Энергоснабжение морского порта, других промышленных предприятий и населения города 8 пос. Ольга (Приморский край) Энергоснабжение транспорта, населения, обеспечение экспорта электроэнергии 9 г. Дудинка (Таймырский А.О.) Энергоснабжение морского порта, других промышленных пр

едприятий и населения города 10 г. Онега (Архангельская область) Энергоснабжение космодрома Плесецк и населения г. Онега 11 район строительства Туруханской ГЭС (Эвенкийский А.О.) Энергообеспечение строительства Туруханской ГЭС и поселка строителей

Результаты оценки технико-экономической целесообразности строительства АТЭС ММ по уточненным данным позволили проранжировать выбранные пункты перспективного размещения АТЭС ММ по срокам реализации и по коммерческой эффективности и определить местоположение для размещения головной станции. Результатом многолетних работ стало подписание «Декларации о намерениях строительства атомной станции малой мощности на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С» для городов Певек, Вилючинск, Дудинка и Северодвинск, а также технико-экономическое обоснование строительства атомной станции малой мощности на базе плавучего энергоблока с реакторными установками АБВ в пос. Усть-Камчатск.

По договору с концерном “Росэнергоатом” ОАО “Малая энергетика” выполняет функции Заказчика-застройщика. Для эксплуатации АТЭС концерн “Росэнергоатом” формирует дирекцию АС и передает ей станцию в оперативное управление в соответствии со сложившейся практикой, реализуя, таким образом, схему "Строю–Владею–Эксплуатирую" (ВОО).

Генеральный строитель (Поставщик) ПЭБ и Генеральный подрядчик по сооружению береговой и гидротехнической части АТЭС определяются в соответствии с приказом Минатома России на тендерной (конкурсной) основе.

2. Анализ инвестиционного проекта «Создание атомной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока»

в г.Певек Чукотского АО

2.1. Социально-экономическое обоснование

Для замещение выбывающей мощности Чаунской ТЭЦ экономичным, надежным и экологичным энергоисточником для стабилизации энергообеспечения потребителей и создание долговременных условий развития промышленности и улучшения социально-экономической обстановки в регионе Создание и эксплуатация атомной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ–40С в г. Певек Чукотского автономного округа (АТЭС на базе ПЭБ с РУ КЛТ–40С).. Реализация Проекта обеспечит решение важнейших для ЧАО задач:

* надежного энергообеспечения потребителей Чаун-Билибинского энергоузла;

* сокращения затрат на завоз органического топлива в регион;

* сдерживания роста тарифа на электрическую и тепловую энергию;

* создания условий развития золотодобывающей промышленности и аграрного сектора;

* улучшения социальных условий жизни населения;

* улучшения экологической обстановки в регионе.

Создание ЧБЭУ, в составе которого будет работать АТЭС, было обусловлено необходимостью развития промышленности в регионе с богатым ресурсным потенциалом по добыче золота и других цветных металлов (олова, вольфрама и др.). ЧБЭУ является достаточно мощным изолированным энергоузлом, имеющем в своем составе разнообразные по видам используемого топлива энергоисточники:

Билибинскую атомную теплоэлектроцентраль (БиАТЭЦ) в г. Билибино;

угольную Чаунскую теплоэлектроцентраль (ЧТЭЦ) в г. Певек;

Чаунскую дизельную электростанцию (ЧДЭС) в г. Певек;

плавучую газотурбинную электростанцию "Северное сияние - 01" (ПлЭС - 01) на дизельном топливе в устье р. Колыма в пос. Зеленый Мыс на территории Республики Саха (Якутия).

Электроснабжение потребителей от этих энергоисточников централизованно обеспечивается предприятием "Северные электрические сети" (СЭС), которое является филиалом ДАООТ "Чукотэнерго". Помимо электроснабжения, ЧТЭЦ и БиАТЭЦ практически полностью обеспечивают потребности г. Певек и г. Билибино в тепловой энергии. Кроме того, на территории ЧБЭУ имеется ряд локальных энергоисточников – автономных ДЭС, принадлежащих совхозам, приискам и старательским артелям.

2.2. Анализ потребления электроэнергии

Основными потребителями электроэнергии в системе централизованного энергоснабжения ЧБЭУ являются горнообогатительные комбинаты (ГОК) и другие промышленные потребители (40?45%), предприятия социальной инфраструктуры (~30%) и население. Несмотря на резкий спад объемов производства и, как следствие, отток населения из региона в период 1992 – 1996 г.г., ситуация за последние два года заметно стабилизировалась (см. рис. 2.3.1). В настоящее время наметился рост промышленного производства. Вместе с тем, учитывая, что все основные объекты энергетической инфраструктуры ЧБЭУ выработали свой ресурс (за исключением БиАТЭЦ, срок эксплуатации которой может быть продлен до 2015 года и ПлЭС, которая работает в режиме поддержания мощности при авариях в сети), остро встал вопрос создания новых энергоисточников, отвечающих современным требованиям экономичности, надежности и экологической безопасности. Кроме того, открытие новых крупных месторождений в регионе требует реконструкции и расширения электрических сетей ЧБЭУ.

В ближайшее десятилетие потребуются значительные инвестиции в развитие энергетики ЧБЭУ. Создание АТЭС в г. Певек и интеграция ее в состав ЧБЭУ является ключевым этапом в Программе развития Чаун-Билибинского энергоузла. Проект предусматривает строительство атомной теплоэлектрической станции в составе:

* плавучего энергоблока с двумя водо-водяными реакторными установками КЛТ–40С тепловой мощностью 150 МВт каждая;

* гидротехнических сооружений, обеспечивающих надежную швартовку ПЭБ и передачу вырабатываемой электрической и тепловой энергии на берег;

* береговых сооружений для приема и передачи выработанной электрической и тепловой энергии во внешние сети для распределения потребителям.

Номинальная электрическая мощность АТЭС в теплофикационном режиме составляет 70 МВт, Номинальная тепловая мощность– 50 Гкал/час, что полностью покрывает потребность г. Певек в тепловой энергии и обеспечивает перспективные уровни потребления электроэнергии в ЧБЭУ.

Разработка Проекта началась в 1996 г. Официальному началу работ по Проекту предшествовал ряд предпроектных исследований, выполненных в течение 1991 – 1995 г.г.:

* под эгидой Ядерного общества России проведен конкурс проектов атомных станций малой мощности (АСММ), по результатам которого были отобраны шесть проектов – победителей, положенных в основу технико-экономических докладов о размещении АСММ в отдаленных и труднодоступных регионах Арктики, Сибири и Дальнего Востока;

* проведено обследование и анализ состояния энергопотребления и энергоснабжения в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, на основании которых выполнен предварительный отбор пунктов возможного размещения АСММ различных типов с оценкой экономической эффективности;

* в рамках государственного задания разработаны технико-экономические доклады о размещении АСММ повышенной надежности для нужд энергоснабжения народного хозяйства Чукотского автономного округа, Приморского и Хабаровского краев, Амурской области;

* проведены технико-экономические исследования ряда областей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, на основании которых разработаны региональные энергетические программы.

На основании выполненных работ была разработана, как составная часть общей стратегии развития атомной энергетики в России, стратегия развития атомной энергетики малых мощностей на период до 2010 г. Результаты этой работы стали основой для разработки данного Проекта.

В настоящее время Проект находится на стадии проведения экспертиз в Федеральных надзорных органах, получения акта выбора площадки для размещения АТЭС и завершения работ над Бизнес-планом Проекта. В целях сокращения сроков инвестиционного цикла на этапах проектирования, выбора площадки и строительства станции приказом Минатома России (от 14 апреля 1997 года № 227) принято решение о запуске в производство оборудования реакторной установки с длительным циклом изготовления.

2.3. Маркетинговая концепция проекта

Увеличение объема реализации энергии путем ведения сбалансированной тарифной политики, стимулирующей развитие горнодобывающей промышленности в регионе. Интеграция с БиАТЭЦ, ПлЭС и СЭС с целью установления оптимального диспетчерского графика ЧБЭУ. Заключение соглашений с крупными потребителями и администрацией региона с целью обеспечения платежей за отпущенную энергию. Активное расширение рынка сбыта энергии АТЭС за счет вытеснения энергоисточников, работающих на привозном органическом топливе.

* Коммерческая концепция проекта

Реализация Проекта с использованием коммерческой схемы "Строю-Владею-Эксплуатирую", которая позволяет освободить потребителей энергии от крупных капиталовложений и, с другой стороны, сохранить права собственности в руках Компании.

* Эксплуатационная концепция проекта

Эксплуатация АТЭС с использованием вахтового метода обслуживания специально укомплектованными и обученными экипажами высококвалифицированных специалистов, что обеспечивает повышение безопасности и экономичности эксплуатации и снижение социальной нагрузки в районе размещения АТЭС.

* Техническая концепция проекта

Применение в Проекте на всех стадиях проектно-конструкторских работ, изготовления оборудования, строительства и эксплуатации технических решений, проверенных многолетним опытом безаварийной эксплуатации, обеспечивающих минимальный объем сборочных, монтажных и ремонтных работ в пункте базирования ПЭБ, а также организацию максимально безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) с целью обеспечения ядерной и радиационной безопасности АТЭС.

* Социально-экономическая концепция проекта

Надежное энергоснабжение потребителей региона, сокращение потребности в органическом топливе и, как следствие, уменьшение объемов транспортных перевозок в условиях Крайнего Севера. Снижение бюджетных ассигнований в энергетический сектор, создание потенциальных условий для развития перспективных отраслей промышленности и аграрного сектора с одновременным сокращением численности работающих в угольной промышленности, на транспорте и в энергетике. Улучшения социальных условий и экологической обстановки в районе реализации Проекта.

2.4. Правовой аспект инвестиционного проекта

Работы над Проектом начаты на основании поручения Правительства РФ "О разработке ТЭО строительства головной АС на базе плавучих энергоблоков с РУ КЛТ-40С в г. Певек Чукотского автономного округа, начиная с 1995 г." от 27 июля 1994 г. №ОС-П7-23260.

Законодательная база Проекта

Правовую основу Проекта определяют Федеральный закон Российской Федерации "Об использовании атомной энергии" от 20 октября 1995 г. № 170-Ф3 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1997 г. № 28-Ф3) и другие Федеральные законы, регламентирующие отношения, связанные с размещением, проектированием, сооружением, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, а также иные законодательные правовые акты Российской Федерации в области атомной энергетики.

Деятельность Компании на всех этапах реализации Проекта регламентируется Постановлениями Правительства Российской Федерации в области атомной энергетики, международными и российскими нормативными актами в области атомной энергетики (современная национальная нормативная база по обеспечению безопасности в атомной энергетике и рекомендации МАГАТЭ) и атомного судостроения (Морской регистр РФ для атомных судов и международные требования IMO).

Федеральные и отраслевые Программы, в которые включен Проект:

* Федеральная целевая Программа "Топливо и энергия" на 1996 – 2000 г.г., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1996 г. № 263;

* Федеральная Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 г.г. и на период до 2010 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815.

Приказы и решения Минатома Российской Федерации и Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ" по реализации Проекта:

* Приказ Минатома Российской Федерации "Об организации работ на этапах выбора площадки, проектирования и сооружения атомных станций малой мощности на базе плавучих энергоблоков с реакторными установками типа КЛТ-40С" от 08 декабря 1994 г. № 515;

* Приказ Минатома Российской Федерации "О закреплении обязанностей участников проекта создания атомных станций с РУ типа КЛТ-40С" от 29 ноября 1995 г. № 523;

* Приказ Минатома Российской Федерации "О запуске в производство оборудования плавучего энергетического блока для атомной станции малой мощности в г. Певек Чукотского автономного округа" от 14 апреля 1997 г. № 227 по перечню оборудования, важного для безопасности, центрального энергетического отсека ПЭБ для АТЭС, с длительным циклом изготовления, утвержденному Решением Концерна "РОСЭНЕРГОАТОМ";

* Приказ Концерна "О вводе в действие "Общей программы обеспечения качества атомной теплоэлектростанции на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С" от 08 января 1997 г. № 5.

2.5. Технический аспект инвестиционного проекта

Состав атомной теплоэлектростанции

Атомная теплоэлектростанция состоит из плавучего энергетического блока, гидротехнических сооружений и береговой инфраструктуры. Плавучий энергетический блок предназначен для выработки электрической и тепловой энергии, и обеспечивает выдачу в береговые сети электроэнергии и теплофикационной воды. Гидротехнические сооружения предназначены для установки и раскрепления ПЭБ у берега. Техническая связь с берегом осуществляется через причальные сооружения. Имеется возможность подхода и швартовки к ПЭБ судов снабжения и обеспечения АТЭС. Береговые сооружения и специальные устройствa предназначены для передачи электроэнергии и тепла потребителям. В состав береговых зданий и сооружений входят:

* административный корпус с проходной;

* здание закрытого распределительного устройства;

* тепловой пункт;

* здание очистных сооружений;

* гараж-стоянка;

* пункт управления противоаварийными действиями.

Основные характеристики атомной теплоэлектростанции малой мощности на базе плавучего энергетического блока с реакторными установками КЛТ-40С представлены в таблице 2.

Основные характеристики АТЭС на базе ПЭБ с РУ КЛТ-40С Таблица 2

Наименование характеристики Значение Номинальный теплофикационный режим

электрическая мощность, МВт

мощность для теплофикации, Гкал/час

2х35

2х25 Максимальная электрическая мощность в конденсационном режиме, МВт 2х38,5 Пиковая тепловая мощность, Гкал/час 2х41,8 Собственное электропотребление, МВт 4-6 Собственное теплопотребление, МВт (тепл.) ~3,2 Площадь береговой территории, га 1,5 Площадь акватории, га 6,0 Численность обслуживающего персонала (вахта), человек 58 Период строительства, включая работы по выбору площадки, лет 5-6 Плавучий энергоблок – несамоходное судно стоечного типа, состоящее из двух основных компоновочных блоков: жилого и технологического . В жилом блоке располагаются все необходимые системы, оборудование и помещения для размещения эксплуатационного персонала; в технологическом блоке размещаются две реакторные установки КЛТ-40С и два турбогенератора ТК-35/38-3.4, системы и оборудование, обеспечивающие нормальную эксплуатацию энергоблока. Проектом предусматривается размещение на борту плавучего энергоблока хранилищ отработавших тепловыделяющих сборок и комплекса средств, обеспечивающего выполнение перезаря

док реакторов в течение межремонтного периода. Экологический блок ПЭБ обеспечивает очистку и обработку сточно-фановых и нефтесодержащих вод, сбор, обработку и удаление твердых бытовых и пищевых отходов.

Основные технические характеристики ПЭБ Таблица 3

Наименование характеристики Значение Тип Несамоходное стоечное судно Класс Регистра России KEJ [2]A2 Длина, м 140,0 Ширина, м 30,0 Высота борта, м 10,0 Осадка, м 5,6 Водоизмещение, т 21 000 Количество кают для персонала, основных/запасных 64 (одноместных)/10 (двухместных) Срок эксплуатации ПЭБ, не менее, лет 36 (3 экспл. цикла) Максимальное количество топливных загрузок за эксплутационный (межремонтный) цикл, шт 4 Продолжительность ремонта, лет 1 В состав основного оборудования реакторной установки КЛТ-40С входят:

* реактор,

* парогенераторы,

* циркуляционные насосы первого контура,

* компенсаторы давления первого контура,

* бак металло-водной защиты.

Оборудование РУ, системы управления и нормальной эксплуатации до локализующей арматуры расположены в герметичной защитной оболочке. Корпус РУ – ковано-сварного типа. Материал корпуса – теплоустойчивая высокопрочная перлитная сталь с антикоррозионной наплавкой. Активная зона гетерогенной структуры с дисперсионным топливом. В состав активной зоны входит комплект ТВС и комплекты стержней АЗ и КГ. Для компенсации избыточной реактивности в состав ТВС входят стержни с выгорающим поглотителем (гадолинием). Тепловыделяющий элемент гладко-стержневого типа с оболочкой из циркониевого сплава. Активная зона имеет отрицательные мощностной и температурный коэффициенты реактивности во всем диапазоне рабочих параметров в течение всей кампании. Реакторная установка КЛТ-40С соответствует Российским требованиям нормативной базы в области атомной энергетики с учетом рекомендаций МАГАТЭ по обеспечению безопасности атомных энергетических установок.

Основные характеристики реакторной установки КЛТ-40С

Таблица 4

Наименование характеристики Значение Количество РУ, шт. 2 Класс Регистра России Водо-водяной Энергоресурс активной зоны, млн. МВт·ч 2,5 Тепловая мощность реакторной установки, МВт 2х150 Паропроизводительность, т/час 2х240 Температура пара, С 290 Температура питательной воды, С 170 Давление пара, МПа 3,7 Тип защитной оболочки плоскостная конструкция из стали Количество емкостей хранилищ отработавшего топлива, шт. 7 На ПЭБ устанавливаются две паротурбинные установки, в состав каждой из которых входят турбина ТК 35/38-3.4, двухсекционный горизонтальный конденсатор поверхностного типа, электрогенератор с обслуживающими системами. Паротурбинная установка предназначена для выработки электроэнергии и выдачи тепла в систему теплофикации. Тепловая схема ПТУ (см.рис. 6.1.3) обеспечивает все эксплуатационные режимы – режимы ввода и вывода из действия, работу в диапазонах изменения электрической и тепловой мощности от нуля до 100 %, работу на теплофикационном и конденсационном режимах, работ

у ПТУ на перегрузочном режиме, допускаемом электрогенератором. Электроэнергетическая система. Для выработки электроэнергии береговым потребителям и обеспечения собственных нужд станции на ПЭБ установлены два генератора номинальной мощностью по 35 МВт с параметрами 10,5 кВ, 50 Гц. В целях надежного отвода тепла генераторы имеют систему водяного охлаждения. Предусмотрена выдача электроэнергии в энергосистему во всех режимах, кроме обесточивания. Выдача электроэнергии осуществляется двумя линиями напряжением 10,5 кВ по схеме: "генератор – главное распределительное устройство – щит выдачи электроэнергии" и далее на береговую подстанцию в составе повышающих трансформаторов ТНП 110/10,5 кВ мощностью по 40 МВА каждый и устройства распределения и выдачи электроэнергии в энергосистему.

2.6. Модель эксплуатации АТЭС

Модель эксплуатации была разработана на основе проектных характеристик полного эксплуатационного цикла АТЭС (см. табл. 6.4.1). Проектом предусмотрена возможность проведения работ по перегрузке ядерного топлива и хранения отработавшего ядерного топлива на борту ПЭБ без привлечения специальных судов обслуживания. Также на борту ПЭБ хранятся образующиеся при эксплуатации радиоактивные отходы. Таким образом, проектная продолжительность автономной работы ПЭБ определяется емкостью хранилищ ОЯТ и РАО и периодичностью докования ПЭБ. При коэффициенте использования установленной мощности ~0,54, соответствующем консервативному прогнозу энергопотребления, автономность ПЭБ обеспечивается четырьмя комплектами активных зон и составляет 13-15 лет. По истечении срока автономности ПЭБ заменяется на аналогичный. Учитывая возможность замены ПЭБ, эксплуатация АТЭС может продолжаться сколь угодно долго в пределах ресурса береговых и гидротехнических сооружений. В процессе эксплуатации АТЭС предусмотрены:

* 50% разгрузка станции на 2 месяца для поочередной перезарядки РУ один раз в 2-3 года;

* полное прекращение выдачи мощности потребителям один раз в 13-15 лет при замене ПЭБ на время перешвартовки.

* ПЭБ, отработавший в составе станции, с заполненными хранилищами РАО И ОЯТ буксируется на специализированное судоремонтное предприятие для проведения капитального ремонта, выгрузки топлива и отходов и докования корпуса.

Эксплуатационные характеристики ПЭБ

Таблица 5

Наименование характеристики Значение Проектный энергоресурс активной зоны, млн. МВт·ч 2,5 Интервал между перегрузками топлива, лет 2/4 Межремонтный период (эксплуатационный цикл), лет 13/15 Максимальное количество перегрузок за один эксплуатационный цикл 3 Продолжительность капитального ремонта (докования), лет 1

2.7. Организационная структура АТЭС

Организационная структура АТЭС предусматривает:

* специальный набор персонала, подготовку и переподготовку персонала в специализированных учебных центрах с выдачей лицензии на право эксплуатации АТЭС;

* вахтовый метод обслуживания ПЭБ с размещением производственного персонала вахт на борту ПЭБ;

* сменяемость вахт каждые четыре месяца;

* обслуживание береговых сооружений персоналом, набираемым из местного населения в районе размещения АТЭС.

Административное управление работой АТЭС осуществляется Директором станции, работающим по контракту с эксплуатирующей организацией и проживающим в месте размещения станции в течение всего срока действия контракта. Административные функции Директора регламентируются действующим законодательством, условиями контракта и должностной инструкцией. Управление работой ПЭБ осуществляется Главным инженером ПЭБ (начальником ПЭБ), работающим по контракту с эксплуатирующей организацией в вахтовом режиме. Главный инженер несет персональную ответственность за безопасность при эксплуатации ПЭБ. В своих действиях Главный инженер руководствуется действующими законодательными и нормативными актами в области атомной энергетики и атомных судов, условиями контракта и должностной инструкцией. Административный центр управления станцией находится в зоне береговых сооружений. Состав административно-управленческого и обслуживающего персонала станции устанавливается "Табелем комплектации обслуживающего персонала АТЭС". Организационн

ая структура АТЭС дана на рис. Общая проектная численность обслуживающего персонала АТЭС составляет 69 чел., в том числе численность вахты – 58 чел.

2.8. Экономический аспект инвестиционного проекта

Для реализации Инвестиционного Проекта предусматривается привлечение финансовых ресурсов концерна "Росэнергоатом", Минатома России, Бюджета развития РФ, Администрации ЧАО, участников строительства и товарного кредита. Эффективность Проекта определена в соответствии с теми экономическими задачами, которые ставятся участниками Проекта при принятии решения о его осуществлении.

* Для концерна "Росэнергоатом" – обеспечение эксплуатации АТЭС на условиях полного самофинансирования и своевременного наполнения установленных фондов концерна "Росэнергоатом".

* Для федерального бюджета:

o возврат кредита из Бюджета развития РФ с процентами;

o экономия бюджетных средств на Северный завоз топлива для угольной ТЭЦ;

o поступление налогов в федеральный бюджет.

* Для Администрации ЧАО:

o доход от распределения прибыли станции в соответствии с долей участия в финансировании капитальных затрат;

o поступление налогов в местный бюджет.

* Для участников создания ПЭБ:

o получение заказа на изготовление ПЭБ;

o доход от участия в распределении прибыли станции в соответствии с долей участия в финансировании капитальных затрат.

* Для экономики государства в целом – макроэкономический эффект от реализации Проекта за счет:

o увеличения добычи золота освоенных месторождений и разработка новых (только месторождение "Майское" имеет запасы ~270 тонн и может давать 9-10 тонн в год);

o размещения заказов на российских промышленных предприятиях в европейской части страны, сохранения потенциала отрасли и занятости населения;

o развития энергетической инфраструктуры ЧАО;

o увеличения деловой активности в регионе реализации Проекта.

Временной горизонт Проекта выбран равным трем эксплуатационным циклам ПЭБ (41 год от начала эксплуатации). Шаг расчета – 1 год. Все стоимостные данные фиксированы в рублях по состоянию на первый квартал 1999 года. Все расчеты выполнены в постоянных ценах.

Сроки строительства определялись расчетным путем с использованием данных по строительству отдельных элементов-аналогов с учетом географических, климатических, гидрогеологических и других условий в районе планируемого размещения площадки строительства. Отдаленность и труднодоступность района строительства, суровые климатические условия обусловливают сезонный характер доставки оборудования и проведения строительных работ. Учитывая эти обстоятельства, срок строительства гидротехнических и береговых сооружений, предусмотренный в Проекте, составляет 3 года. Сроки изготовления основного оборудования ПЭБ, определены по аналогии со строительством атомных ледоколов. Общий срок строительства ПЭБ по Проекту составляет 5 лет. Работы по буксировке ПЭБ к месту базирования и пуско-наладочные работы составляют 0,5 - 1 год. Срок строительства станции от момента получения лицензии на строительство – 6 лет. С учетом проектных работ продолжительность инвестиционного периода составляет 7 лет.

Производственно-технологическая схема строительства АТЭС

Таблица 6

1 2 3 4 5 6 7 8 Проектирование АТЭС Изготовление оборудования центрального энергетического отсека Турбогенераторы Изготовление корпуса и сборка ПЭБ Строительство береговых и гидротехнических сооружений Буксировка ПЭБ к месту базирования и пуско-наладочные работы Опытно-промышленная эксплуатация Пуск АТЭС Строительство ПЭБ в условиях специализированного судостроительного предприятия обеспечивает соблюдение технологической дисциплины и контроль за качеством выполнения работ на всех этапах технологического цикла постройки и испытаний. Стоимость создания станции с учетом НДС – 3 671,47 млн. руб. (т.е. около $146,8 млн. при курсе 25 руб./$), в том числе:

* Плавучий энергоблок – 3158,04 млн. руб.

* Береговые и гидротехнические сооружения – 293,7 млн.руб.

* Прочие затраты – 55,99 млн. руб.

* Непредвиденные затраты – 163,74 млн. руб.

Затраты на строительство предполагается финансировать из следующих источников:

* Централизованные инвестиционные средства Концерна "Росэнергоатом" – 1 324 млн. руб. (36,1%);

* Фонд конверсии Минатома России – 73,5 млн. руб. (2%);

* Средства Минатома России (по согласованию с Мингосимущества России) – 623,1 млн. руб. (14%);

* Привлечение средств по договору об участии в распределении прибыли станции:

o Инвестиции из бюджета ЧАО на создание береговой части – 293,7 млн. руб. (8%);

o Инвестиции предприятий, занятых в строительстве ПЭБ – 144,6 млн. руб. (3,9%);

* Инвестиции из федерального бюджета в виде льготы по уплате НДС для участников строительства в течение пяти лет – 546,1 млн. руб. (17,8%);

* Рублевый кредит из Бюджета развития РФ – 299,4 млн. руб. (8,2%) на 5 лет под 10% годовых. За срок возврата кредита сумма начисленных процентов составит 224,1 млн. руб.

* Валютный товарный кредит под государственные гарантии для приобретения высококачественных комплектующих АСУТП и электротехнического оборудования (ЭТО) станции – 367,2 млн. руб. (10%) на 10 лет под 7% годовых (в валюте).

За срок возврата кредита сумма начисленных процентов составит 272,5 млн. руб. Инвестиционный период продолжается семь лет, включая работы по проектированию и выбору площадки плюс один год опытно-промышленной эксплуатации.

Значение тарифа рассчитано, исходя из условий полного самофинансирования затрат, выполнения финансовых обязательств перед кредиторами и возврата вложенных средств. В первые 4 года эксплуатации тарифы на электроэнергию и тепло составят соответственно 1,60 руб./кВт·ч и 747 руб./Гкал (без учета НДС). Относительно высокий уровень тарифов обусловлен небольшой загрузкой станции (в соответствии с прогнозом средний коэффициент использования установленной мощности в эти годы равен 0,41) и необходимостью выплаты кредитов с процентами В последующие годы, за счет увеличения выработки электроэнергии, тарифы будут снижены соответственно до 1,30 руб./кВт·ч и 610 руб./Гкал.

Заключение:

Развитие такого альтернативного метода энергоснабжения как строительство и ввод плавучих атомных электростанций, при строгом соблюдении всех экологических требований безопасности, позволит значительно снизить зависимость потребителей от коньюктуры рынка топлива. Следует отметить, что данный Проект является первым в серии Проектов плавучих атомных электростанций. Некоторые из них будут осуществлены и в экспортном варианте – как плавучие электростанции с опреснительными комплексами. Диверсификация деятельности Компании, выход на международные рынки, комплексный подход к управлению серией Проектов плавучих атомных станций позволят значительно снизить риски каждого отдельного Проекта. Таким образом, основные факторы риска являются в достаточной степени управляемыми и их негативное влияние на Проект может быть своевременно устранено. Реализовываться мероприятия по управлению рисками будут через создаваемую в рамках Программы развития ЧБЭУ структуру, учитывающую интересы промышленных потребителей, основных энер

гоисточников, электрических сетей и Администрации региона.

Список литературы

1. "Федеральная целевая Программа "Топливо и энергия на 1996 – 2000 г.г.", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1996 г. № 263;

2. "Федеральная Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 г.г. и на период до 2010 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815;

3. "Концепция развития атомной отрасли на период до 2010 года, утвержденная Министром Российской Федерации по атомной энергии 01 февраля 2000 г.;

4. Сайт ОАО «Малая энергетика»

http://www.replay.ru/portfolio/site/energetica/index.html