В Закладки

Главная
Официальная
Новости
Курсовые работы
Дипломные проекты
Лекции и конспекты
Рефераты
Софт
Ссылки
Справочник Студента
Гостевая

Почта


Поиск по сайту:

          


















Курсовая работа налоги. Упрощенная система налогообложения.

Курсовая работа налоги. Упрощенная система налогообложения.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Кафедра «Аудит и налогообложение»

Зарегистрировано:

Вх. № _______________

«__» ______________2006г.

Курсовая работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Упрощенная система налогообложения»

Выполнил:

Проверила:

Уфа 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общие положения упрощенной системы налогообложения

1.1 Сущность и особенности УСН…………………………………………...5

1.2 Условия перехода к УСН……………………………………………….. 6

1.3 Порядок перехода на УСН и прекращения ее применения…………....9

Глава 2. Методологические основы применения упрощенной системы налогообложения

2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения…………………….13

2.2 Налоговая база и налоговые ставки…………………………………….19

2.3 Налоговый и отчетный периоды………………………………………..21

2.4 Порядок исчисления и уплаты налога ………………………………...22

Глава 3. Практика применения положений главы части второй НК РФ и основные выводы………………………………………………………….24

Заключение...............................................................................................................31

Список использованной литературы…………………………………………..34

Приложение А

Приложение Б

Введение

В условиях развития рыночных отношений важное место занимают малые предприятия. Они вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. Так, в целом по Республике Башкортостан субъектами малого предпринимательства в 2005 году было произведено продукции и оказано услуг на сумму 40 миллиардов рублей, что на 33,75% больше, чем в 2000 году. При этом малый бизнес трудоустроил свыше 170 тысяч человек, то есть примерно 14,3% экономически активного населения. Доля их участия в формировании бюджетов всех уровней составила 12% от всех поступлений.

Тем не менее, темпы роста числа субъектов малого предпринимательства, и объема производимой ими продукции (работ, услуг), и, как следствие, увеличения их удельного веса в формировании доходов республиканского бюджета, сдерживаются многими факторами. Среди барьеров на пути развития малого бизнеса выделяют неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования их рисков, несовершенства законодательства и налоговой системы, недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей, нехватка информации, находящейся в их распоряжении, и пр.

С целью совершенствования экономических, правовых и организационных условий предпринимательской деятельности разрабатываются специальные программы поддержки малого бизнеса, на реализацию которых ежегодно выделяются средства из республиканского и местного бюджетов. Одним из видов такой поддержки являются законодательные решения о введении специальных режимов налогообложения.

Упрощенная система налогообложения относится к специальному режиму, предусматривающему особый порядок определения объектов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов.

Упрощенная система налогообложения предназначена в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом. Благодаря этому налогоплательщики, перешедшие на УСН, значительно экономят на налогах, а также заполняют и сдают в инспекцию только одну декларацию по единому налогу. Кроме того, с переходом на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщиков возникает право не вести бухгалтерский учет (за исключением основных средств и нематериальных активов), что в свою, очередь, существенно упрощает организацию деятельности компаний.

В этой связи, упрощение системы взимания налогов и сборов посредством внедрения УСН для малых и средних организаций оказывает положительное влияние на объем производимых ими товаров и услуг, а значит, и на доходность бюджетной системы РФ, что выражает актуальность выбранной темы.

Данная курсовая работа посвящена упрощенной системе налогообложения, цель которой – рассмотреть теоретические и практические аспекты ее применения; предложить методы оптимизации единого налога, а также выявить достоинства и недостатки изучаемого режима налогообложения.

Глава 1. Общие положения упрощенной системы налогообложения

1.1 Сущность и особенности УСН

Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

• налога на прибыль организаций,

• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента);

• налога на имущество организаций;

• единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),

• налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),

• единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13%), о чем упоминалось выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

1.2 Условия перехода к УСН

Переход к упрощенной системе налогообложения имеет ряд ограничений.

Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Согласно статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Доход налогоплательщика, применяющего УСН, не может превышать 20 млн. рублей в год (данная величина подлежит ежегодной индексации). Так, согласно приказу Минэкономразвития от 3 ноября 2005 г. № 284, коэффициент-дефлятор на 2006 год равен 1,132. В документе сказано, что коэффициент используется для индексации величины доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения УСН. Из этого можно сделать вывод, что перейти на общий режим налогообложения «упрощенцы» должны, если их доходы превысят сумму 22 640 000 рублей.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

• организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);

• банки;

• страховщики;

• негосударственные пенсионные фонды;

• инвестиционные фонды;

• профессиональные участники рынка ценных бумаг;

• ломбарды;

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

• частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

• организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

• организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;

• организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации;

• организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

• бюджетные учреждения;

• иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Итак, ознакомившись со всеми ограничениями, просчитав свой доход, а также налоговые платежи, налогоплательщик должен иметь в виду, что, перейдя на упрощенную систему налогообложения, он станет выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями его товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от продукции «без НДС». Ведь им нечего будет поставить к вычету. Если же потребителями его товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.

1.3 Порядок перехода на УСН и прекращения ее применения

Порядку перехода на упрощенную систему налогообложения уделено внимание в статье 346.13 НК РФ. Согласно положениям этой статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, могут перейти на УСН только с 1 января, то есть с начала нового налогового периода.

Подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения МНС РФ предлагает на бланке заявления Формы № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения», утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 в редакции приказа ФНС РФ от 17.08.2005 № ММ-3-22/395@.

В течение месяца после подачи налогоплательщиком такого заявления в ИМНС органы налоговой службы должны вручить ему под подпись уведомление о том возможно или невозможно применение им данного налогового режима. Приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 разработаны специальные бланки этих уведомлений:

? Форма № 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения»;

? Форма № 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения».

Перейдя на упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики до окончания налогового периода они не вправе по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения.

Если, отработав по упрощенной системе налогообложения целый налоговый период, налогоплательщик решил вернуться к общему режиму налогообложения, то ему необходимо в срок до 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий налоговый режим уведомить ИМНС по месту его регистрации о своем решении. Это можно сделать, применив бланк уведомления Формы № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения», утвержденный приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495.

Однако есть обстоятельства, при которых налогоплательщик будет вынужден изменить налоговый режим в принудительном порядке. Законом предусмотрены условия, при которых это происходит.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан перейти на общий налоговый режим, если по итогам налогового (отчетного) периода доход его превысит 20 млн. рублей.

При этом налогоплательщик переходит на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен вышеназванный параметр. Кроме того, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, указанные выше.

Сообщить о данном факте в ИМНС по месту регистрации налогоплательщик может на бланке уведомления Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495.

Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.

Пример 1. ООО «Сфинкс» потеряло право на применение упрощенной системы налогообложения в июне 2006 года, превысив величину полученного дохода (доход, исчисляемый нарастающим итогом, превысил 20 млн. рублей).

1. ООО «Сфинкс» считается перешедшим на общую систему налогообложения с 1 апреля 2003 года. С 1 апреля 2006 года организация должна начать вести бухгалтерский и налоговый учет, как вновь созданная организация. При этом пени и штрафы по налогам, которые организация должна была бы уплатить за все месяцы второго квартала 2006 года, взыскиваться не будут.

2. До 15-го июля 2006 года ООО «Сфинкс» обязано сообщить в ИМНС по месту регистрации о переходе на общую систему налогообложения, применив специально разработанную форму уведомления - Форма № 26.2-5.

Необходимо отметить, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Согласно ст. 346.13 НК РФ переход на УСН для действующих предприятий предусматривается только с начала календарного года. Если следовать нашему примеру, то лишь в 2007 г., в период с 1 октября по 30 ноября, ООО «Сфинкс» вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2008 г.

Глава 2. Методологические основы применения упрощенной системы налогообложения

2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой НК РФ.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.

Вышеуказанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, согласно приказу Минэкономразвития от 3 ноября 2005 г. № 284, коэффициент-дефлятор на 2006 год равен 1,132. В документе сказано, что коэффициент используется для индексации величины доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения УСН. Из этого можно сделать вывод, что перейти на общий режим налогообложения «упрощенцы» должны, если их доходы превысят сумму 22 640 000 рублей.

Объектом налогообложения признаются:

• доходы;

• доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, следует отметить, что налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения доходов

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

• доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249НК РФ;

• внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251НК РФ.

Кроме того, не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии с положениями статей 214 и НК РФ

Порядок определения расходов

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений нижеприведенных пунктов 3 и 4);

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений нижеприведенных пунктов 3 и 4);

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5) материальные расходы;

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

13) расходы на командировки, в частности на:

• проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

• наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

• суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

• оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

• консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);

17) расходы на канцелярские товары;

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

23) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

24) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

25) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

26) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

27) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

28) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

30) судебные расходы и арбитражные сборы;

31) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

32) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:

1) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет;

3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

• в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

• в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;

• в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 НК РФ

2.2 Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база

Налоговая база зависит от объекта обложения УСН:

• В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

• В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Следует отметить, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Что касается доходов, полученных в натуральной форме, то он и учитываются по рыночным ценам.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог, сумма которого исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы (дохода, определяемого в соответствии со статьей 346.15 НК РФ). Этот минимальный налог уплачивается в том случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с нижеизложенными положениями статьи 346.18 НК РФ.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Этот убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. И наоборот. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Налоговые ставки

Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения:

• В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

• В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

2.3 Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

2.4 Порядок исчисления и уплаты налога

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.

Так, согласно пункту 1 статьи 346.23 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Пункт 2 статьи 346.23 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Глава 3. Практика применения положений главы части второй НК РФ и основные выводы

Для организаций, применяющих УСН, обязанность представлять налоговую декларацию по единому налогу установлена пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ. Отчитаться перед налоговой инспекцией за 2006 год нужно не позднее 31 марта 2007 года. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 №7н.

Как известно, с 1 января 2006 года статья 346.21 НК РФ, которая устанавливает порядок исчисления и уплаты единого налога, действует в новой редакции. Организации, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, могут уменьшить (но не более чем наполовину) единый налог (авансовые платежи по налогу) на сумму уплачиваемых за налоговый (отчетный) период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В 2005 году пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет средств организации, уменьшали единый налог без ограничений. С 1 января 2006 года ситуация изменилась. Данная категория налогоплательщиков может уменьшить единый налог не более чем на 50%. То есть при расчете этого ограничения учитываются уплаченные (в пределах начисленных сумм) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченные пособия по временной нетрудоспособности. Эти изменения нашли отражение и в новой форме декларации по единому налогу (Приложение Б), заполненной на основе нижеприведенного примера.

Пример 2. ООО «Альянс (ИНН 000275049956, КПП 027501001) применяющее упрощенную систему налогообложения, выбрало в качестве объекта налогообложения доходы.

Доходы организации за 9 месяцев 2006 года составили 7 815 325 руб. а именно:

? за квартал 2006 г. – 2 398 123 руб.;

? за полугодие 2006 г. – 4 966 493 руб. (2 398 123 руб. + 2 568 370 руб.);

? за 9 месяцев 2006 г. – 7 815 325 руб. (4 966 493 руб. + 2 848 832 руб.).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные с ежемесячной заработной платы размером в 112 000 руб. (по всем работникам) и уплаченные за 9 месяцев составили 201 600 руб. (112 000 руб. ? 20% ? 9 мес.).

Определим сумму налога , подлежащую уплате по итогам отчетного периода (9 месяцев) 2006 г., как сумму разницы между суммой исчисленного налога за 9 месяцев 2006 г. , суммой уплаченных за 9 месяцев 2006 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и суммой исчисленного и уплаченного налога за предыдущие отчетные периоды , уменьшенной на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени:

, где

;

;

Методы оптимизации единого налога

Итак, если компания, проанализировав множество факторов, перешла на специальный режим – упрощенную систему налогообложения, то оптимизировать единый налог она может с помощью различных методов, одним из которых является договор комиссии. Например, компания-упрощенец заключает с покупателем договор, по которому она выступает в роли посредника, а покупатель — заказчика. То есть за комиссионное вознаграждение и на деньги заказчика обязуется поставить ему товар. В чем же интерес этой схемы для упрощенца? Она позволяет даже при превышении лимита, установленного пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, продолжать применять УНС. Из перечисленных заказчиком средств в доход упрощенца пойдет только сумма его комиссионного вознаграждения.

Пример 3. ООО «Станок» занимается торговлей и применяет УСН. В октябре 2006 года оно планирует продать пять автомобилей по цене 350 000 руб. У поставщика «Станок» покупает их по цене 300 000 руб. за штуку. От будущей сделки продавец предполагает получить прибыль в размере 250 000 руб. ((350 000 руб. — 300 000 руб.) x 5 шт.).

Если вся выручка от продажи (5 шт. x 350 000 руб. = 1 750 000 руб.) поступит на расчетный счет ООО «Станок», то УСН он лишится, так как его совокупный доход за 2006 год на момент сделки уже достиг 19 000 000 руб. Чтобы этого не произошло, ему нужно с покупателем товаров заключить договор комиссии.

По условиям договора, «Станок» играет роль посредника, который от своего имени, но за счет покупателя приобретает пять автомобилей по цене 350 000 руб. за штуку. В дальнейшем «Станок» передает их заказчику. За такие услуги «Станок» получил вознаграждение в размере 250 000 руб. (5 шт. x 50 000 руб.). Как видно, в результате продажи в качестве посредника налогооблагаемая выручка ООО «Станок» сократилась в семь раз (1 750 000 руб. : 250 000 руб.).

Как компании остаться на УСН, если стоимость ее основных средств и нематериальных активов превысила 100 миллионов рублей? Их можно перевести на консервацию. Тогда имущество будет временно выведено из состава амортизируемого. Тем самым фирма сможет до конца года продлить специальный режим и перейти на общий только с начала следующего.

Для организаций-производителей, например, при строительстве интересна схема с использованием договора простого товарищества.

Пример 4. Две дружественные компании решают вместе построить дом. Одна из них работает по УСН, другая по обычному режиму налогообложения. Они заключают договор простого товарищества, по которому каждая вносит свой вклад. В этом случае второй компании выгоднее предоставить рабочую силу. Основные средства вносить не стоит. Поскольку налоговые органы могут потребовать поставить НДС к оплате. Правда, в данной ситуации внесение имущества можно считать вкладом в уставной капитал товарищества и НДС эту операцию не облагать, ведь после истечения срока договора оно вернется в компанию. Все зависит от того, готов ли бухгалтер спорить с инспектором.

Со своей стороны компания-упрощенец вносит денежные средства. Производятся работы. Объект построен. Договор простого товарищества прекращается. Вторая фирма забирает свою рабочую силу, компания на УСН — денежные средства. Теперь продукцию можно продавать через упрощенца, не включая в цену НДС. Здесь следует заметить: в договоре необходимо указать, что товарищество создается только с целью производства. Если будет указана и реализация, то упрощенец не освобождается от уплаты НДС.

Предприятиям на общем режиме также сотрудничество с упрощенцами выгодно. Если компания хочет оптимизировать налог на прибыль и НДС, то можно реализовать товар через организацию, работающую по УСН. Например, компания на общем режиме продает свой товар фирме-упрощенцу с минимальной наценкой. Та, в свою очередь, реализует его конечному потребителю. Ни в первом, ни во втором случае НДС не учитывают. Но при такой схеме следует помнить: цена на реализованную «упрощенной» организации продукцию не должна отличаться от средних продажных цен этого предприятия на нее более чем на 20 процентов. Иначе инспекторы, согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ, имеют право доначислить поставщику на общем режиме налоги до рыночных цен. Отстаивать свою правоту придется в суде.

Во всех вышеперечисленных случаях участвующие организации не должны быть взаимозависимыми. То есть не допустимо сотрудничество дочерней и головной компаний. Это запрещено законодательством.

Достоинства и недостатки УСН

Итак, к достоинствам упрощенной системы можно отнести:

1. значительную экономию на налогах. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких (НДС, налог на прибыль, на имущество организаций, ЕСН);

2. заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;

3. право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).

К недостаткам УСН, в частности, относят:

1. Вероятность утраты права работать на УСН. В этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;

2. Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;

3. При переходе с УСН необходимо будет досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;

4. При потере права применять УСН нужно восстанавливать данные бухучета за весь “упрощенный” период;

5. Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому “упрощенные” фирмы (при объекте налогообложения “доходы минус расходы”) не смогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и др.;

6. Перед переходом на УСН нужно восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;

7. У фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).

Как мы видим, недостатков у упрощенной системы больше, чем достоинств.

Один из главных «плюсов» специального режима налогообложения – экономия фирмы-“упрощенца” на налогах.

Именно из-за нее применять УСН многим компаниям выгодно. На этой системе у фирмы остается больше собственных средств. Однако это не всегда так. Основная проблема “упрощенных” фирм связана с налогом на добавленную стоимость. Дело в том, что любому поставщику, который платит этот налог, выгодней купить товар также у плательщика НДС. Сумму налога, которую ему предъявит поставщик товара, он сможет принять к вычету. Чего не произойдет при покупке ценностей у “упрощенной” компании. Поэтому, чтобы не потерять конкурентоспособность, “упрощенцу” приходится снижать стоимость товаров как раз на сумму этого налога. Только в таком случае покупателю будет все равно – приобретать товар у обычной или “упрощенной” фирмы. Но такая торговля станет невыгодной уже продавцу. Поясним сказанное на примере.

Пример 5. Фирма покупает товар на сумму 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.) и продает его:

– за 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) при обычной системе;

– за 100 000 руб. (без НДС) при упрощенной системе.

Ситуация 1 .

Фирма находится на общей системе налогообложения. В этом случае общая сумма налогов составит 21 000 руб. (9000 руб. (НДС) + 12 000 руб. (налог на прибыль)), у фирмы на расчетном счет останется 38 000 руб.

Ситуация 2 .

Фирма находится на УСН. Если она платит единый налог с выручки по ставке 6 процентов, то сумма налога составит:

100 000 руб. x 6% = 6000 руб.

После расчета с поставщиком товаров и перечисления налога у фирмы останется на расчетном счету:

100 000 руб. – 59 000 руб. – 6000 руб. = 35 000 руб.

Если она платит единый налог с разницы между доходами и расходами по ставке 15 процентов, то сумма налога составит:

(100 000 руб. – 59 000 руб.) x 15% = 6150 руб.

После расчетов с поставщиком и бюджетом у фирмы остается:

100 000 руб. – 59 000 руб. – 6150 руб. = 34 850 руб.

Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на специальный режим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодна УСН небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Ведь, как показывает практика, многие компании уходят от специального режима только потому, что крупные заказчики – плательщики НДС отказываются с ними работать.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения, предложены методы оптимизации единого налога, а также выявлены основные достоинства и недостатки данного режима налогообложения.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Упрощенная система налогообложения предназначена в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

Так, организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

• налога на прибыль организаций,

• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента);

• налога на имущество организаций;

• единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),

• налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),

• единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Этот режим, безусловно, имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненными достоинствами упрощенной системы налогообложения являются:

• снижение налогового бремени налогоплательщика,

• упрощение учета, в том числе налогового,

• упрощение налоговой отчетности,

• относительно низкие ставки единого налога,

• налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов,

• право переносить убытки прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды.

Среди недостатков УСН можно выделить:

• вероятность утраты права работать на УСН. В этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;

• отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;

• при переходе с УСН необходимо будет досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;

• при потере права применять УСН нужно восстанавливать данные бухучета за весь “упрощенный” период.

Однако основная проблема “упрощенных” фирм связана с налогом на добавленную стоимость. Дело в том, что любому поставщику, который платит этот налог, выгодней купить товар также у плательщика НДС. Сумму налога, которую ему предъявит поставщик товара, он сможет принять к вычету. Чего не произойдет при покупке ценностей у “упрощенной” компании. Поэтому, чтобы не потерять конкурентоспособность, “упрощенцу” приходится снижать стоимость товаров как раз на сумму этого налога. Только в таком случае покупателю будет все равно – приобретать товар у обычной или “упрощенной” фирмы.

Таким образом, чтобы принять правильное решение, переходить фирме на специальный режим или нет, нужно проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно, что особенно выгодна УСН небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле). Ведь, как показывает практика, многие компании уходят от специального режима только потому, что крупные заказчики – плательщики НДС отказываются с ними работать.

Список использованной литературы

1) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 16.07.1998 (с учетом последующих изменений и дополнений);

2) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 (с учетом последующих изменений и дополнений);

3) Приказ Минфина РФ от 17.01.2006 № 7н «Об утверждении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядке ее заполнения»;

4) Закон РБ (в редакции Законов РБ от 21.06.2005 № 191-з, от 29.11.2005 № 235-з) «Об утверждении бюджета Республики Башкортостан на 2005 год»;

5) Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 314 с.;

6) Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – 480 с.;

7) www.consultant.ru;

8) http://www.dist-cons.ru/modules/usno/index.html;

9) http://www.buhgalteria.ru;

10) www.bashinform.ru